: Большинство россиян поддерживает создание высокоскоростных ж/д в стране - ФОМ
3 июля 2013 года

МОСКВА, 3 июл - Прайм. Большинство россиян выступает за строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, такие данные озвучил президент Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) Александр Ослон на пресс-конференции в .

ФОМ представил в среду результаты проведенного в июне социологического исследования о восприятии и оценке проекта по созданию сети высокоскоростных железнодорожных магистралей в России в связи с актуализацией темы ВСМ. Его целью стало выяснение мнений потенциальных потребителей услуг ВСМ о перспективах и целесообразности развития проекта, а также получение экспертных оценок.

"Как россияне относятся к этому проекту: 82% (считают - ред.) - нужно, 10% - не нужно", - сообщил Ослон. При этом 35% опрошенных выбрали бы для дальней поездки высокоскоростной поезд, 30% - обычный поезд, 24% - самолет. При этом более активно за ВСМ высказывались россияне в возрасте от 18 до 60 лет. Согласно презентации ФОМ, было опрошено 1500 человек в ста населенных пунктах 43 субъектов РФ.

Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин в интервью агентству "Прайм" говорил, что до 2030 года в разных вариантах и объемах предусмотрено создание до 4,2 тысячи километров высокоскоростных и почти 7 тысяч километров скоростных путей. Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями движения от 200 до 400 километров в час. Построить первую выделенную высокоскоростную линию в России Москва - Казань, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, могут успеть уже к 2018 году.

РОССИЯНЕ ВЫБИРАЮТ ПОЕЗД

Ослон озвучил данные исследования, проведенного, в частности, в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, опросив по 500 респондентов и сделав серию экспертных интервью. Опрос показал, что около 50% россиян регулярно, минимум раз в год, совершают дальние междугородние поездки (59% москвичей, 52% петербуржцев, 46% нижегородцев, 44% жителей Казани). При этом раз в квартал совершает дальние поездки треть москвичей и 22% опрошенных жителей Нижнего Новгорода. "То есть наше население достаточно подвижно", - резюмировал президент ФОМ.

Исследования показало, что деловые поездки совершают только 10-15% опрошенных, самый большой процент - 30-40% - по личным делам, отдых - около 30%. Самым популярным видом транспорта оказался поезд, на втором месте личный авто, на третьем самолет. За поезд свои голоса отдали 26% москвичей, 35% петербуржцев, 30% жителей Казани, 32% жителей Нижнего Новгорода, за самолет - Москва и Петербург по 20%, Казань и Нижний - по 8%.

Свой выбор в пользу поезда респонденты объясняли следующими факторами: требование времени, удобство, безопасность, стоимость. Среди недостатков опрошенные называли плохой сервис, долгое время в пути и грязь в поездах.

ВСМ И ЕЕ ПАССАЖИР

Сокращение времени в пути только один из аргументов в пользу ВСМ. Первый вице-президент РЖД говорил в интервью агентству "Прайм", что создание интегрированной сети скоростного и высокоскоростного движения позволяет высвобождать действующие направления для грузового движения, пустить по ВСМ, помимо высокоскоростных, ночные скоростные поезда со скоростями 200-250 километров в час и скоростные контейнерные поезда.

Первым проектом ВСМ в России станет Москва - Казань, это было решено на совещании у президента РФ Владимира Путина в мае. Может быть, именно поэтому уровень поддержки в Казани (85%) оказался самым высоким. Поддержку проекта ВСМ (в среднем 80%), по данным ФОМ, респонденты объясняли экономией времени, повышением уровня комфорта, улучшением коммуникации между городами. Однако большие затраты на проект, стоимость билетов были названы в числе аргументов против ВСМ. Самый высокий спрос на услуги ВСМ был выявлен среди жителей Казани (74%), самый низкий - среди нижегородцев (59%).

Общая стоимость строительства до Казани оценивается в 928 миллиардов рублей, из которых 650 миллиардов рублей - государственный грант, который может быть снижен, в частности, в случае оптимизации налогов. Что касается цен, то президент РЖД Владимир Якунин говорил о стоимости проезда от 1 до 10 рублей за километр пути в зависимости от класса вагона. Исходя из этих данных, проезд по ВСМ Москва - Казань может составить от 803 рублей до 8,030 тысячи рублей. Согласно презентации РЖД, в среднем тариф составит 3,788 тысячи рублей. Время в пути, как сообщалось, сократится до 3,5 часа.

Годовой пассажиропоток на линии к 2019 году прогнозируется в 7,4 миллиона человек, учитывая трафик между другими остановочными пунктами: Москва - Нижний Новгород, Москва - Владимир и т.д. ФОМ попытался выяснить, каким респонденты видят пассажира ВСМ.

"Интересный вопрос: как люди описывают пассажира ВСМ - обеспеченный деловой, командированный, молодой", - привел данные Ослон.

ЭКСПЕРТЫ

Говоря о преимуществах проекта, опрошенные эксперты, по словам Ослона, указывали, что ВСМ - это импульс к развитию в России высоких технологий, символ современности, развитие деловой активности, рост производства и появление новых рабочих мест, развитие туризма.

В числе рисков они обозначили трудности, связанные с неразвитостью высокотехнологичных отраслей экономики в РФ, отсутствие опыта эффективного управления проектами подобного масштаба, проблемы изъятия земель под строительство, финансовые риски и кадровый дефицит.

Президент ФОМ резюмировал, что результаты свидетельствуют о том, что проект строительства высокоскоростных магистралей в целом соответствует существующему в обществе запросу на совершенствование транспортной инфраструктуры и воспринимается большинством россиян позитивно.