ВВС России встречают столетний юбилей испытаниями истребителя пятого поколения
12 августа 2012 года

Российские военные летчики в воскресенье отметят столетие Военно-воздушных сил (ВВС) РФ, однако праздничные мероприятия, посвященные 100-летию ВВС РФ, начались уже в пятницу: в этот день в подмосковном Жуковском прошла первая тренировка воздушного парада.

Ожидается, что самый серьезный подарок на столетие российской военной авиации, пусть и с небольшой задержкой, преподнесет холдинг "Сухой" - главком ВВС РФ генерал-майор Виктор Бондарев недавно сообщил: партия истребителей пятого поколения Т-50 (14 самолетов) поступит в ВВС для войсковых испытаний уже в 2013 году, а серийные машины должны поступить в войска в 2015 году.

ПОДАРОК ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

В интересах российских ВВС осуществляется один из самых амбициозных и дорогостоящих военных проектов России - создание многофункционального истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), или Т-50. Сейчас летные испытания проходят три образца ПАК ФА. ОАО "Компания "Сухой" планирует подключить к испытаниям четвертый истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) до конца этого года, а пятый самолет взлетит в следующем году.

Как заявил в мае текущего года помощник министра обороны по авиации генерал-полковник Александр Зелин, в ВВС РФ первая партия истребителей пятого поколения Т-50 поступит в 2013 году. Позже эту информацию подтвердил главнокомандующий ВВС РФ генерал-майор Виктор Бондарев. Ранее сообщалось, что количество самолетов, задействованных в испытаниях, будет доведено с трех до 14 единиц.

До 2020 года планируется закупить 60 таких самолетов, поступление в войска первого серийного образца истребителя пятого поколения ожидается в 2015 году. Эти машины составят конкуренцию единственному пока в мире принятому на вооружение истребителю пятого поколения - американскому F-22 Raptor, а по ряду параметров должны его превзойти.

Впрочем, в стадии решения остается одна из ключевых проблем - создание для Т-50 двигателя пятого поколения, - пока на летных образцах используются двигатели 117М, созданные для серийного истребителя Су-35 поколения "4++". Эксперты отмечают, что на данном этапе требованиям "пятого поколения" в Т-50 (ПАК ФА) отвечает лишь уровень малозаметности этого самолета, достигнутый за счет нового специального покрытия и аэродинамической компоновки.

"ДАЛЬНИЕ" ПЕРСПЕКТИВЫ

Недавно командующий дальней авиацией (ДА) ВВС России генерал-лейтенант Анатолий Жихарев сообщил о том, что разработка стратегического бомбардировщика пятого поколения ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) переходит к стадии опытно-конструкторских работ. По последним заявлениям руководства Минобороны и ВВС, первые ПАК ДА должны взлететь к 2020 году, при этом характеристики нового "стратега" пока не раскрываются.

Командующий Дальней авиацией лишь отметил, что новый бомбардировщик будет обладать высокой боевой мощью, малой заметностью и будет способен преодолевать современную противовоздушную оборону. Тем не менее, серьезные сомнения по поводу целесообразности создания такого "стратега" высказал председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, отметив, что "при современном развитии средств ПВО/ПРО такие цели будут уничтожены на подходе". Позднее он скорректировал свое заявление, уточнив, что он "за ПАК ДА", но отметил, что самолет "не должен быть копией (американского бомбардировщика) В-2".

Пока же упор делается на модернизацию парка Дальней авиации. Основу ДА составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР. По планам Минобороны, до 2020 года будут модернизированы десять стратегических ракетоносцев Ту-160, а также порядка 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3.

ДРУГИЕ БОЕВЫЕ ПОДАРКИ

С завершением в конце 2011 года первого этапа военной реформы, включавшего перестройку всей организации армии и флота, наступил этап тотального перевооружения. ВВС РФ, как важнейшего вида войск для ведения боевых действий в современных условиях скоротечной мобильной высокотехнологичной войны, "военная перестройка" коснулась в первую очередь.

Согласно государственной программе вооружений до 2020 года (ГПВ-2020), ВВС должны получить 600 самолетов. Около 400 самолетов уже заказано, и более 70 из них поставлены в войска. Однако обновление авиапарка происходит не только за счет поставок новых машин, а также за счет активной модернизации уже стоящих на вооружении. На смену самолетам четвертого поколения приходят их новые модификации, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики: к 2020 году на вооружении ВВС РФ должны стоять 400 таких машин.

Также до 2020 года ВВС РФ должны получить около 90 новейших многофункциональных истребителей поколения "4++" Су-35С. Четвертый серийный Су-35С был передан компанией "Сухой" Минобороны РФ на госиспытания в конце марта 2012 года. В войсках есть несколько Су-30, ранее поставлявшихся исключительно на экспорт. В планах Минобороны - закупка еще тридцати таких машин.

Пока же самым массовым самолетом этого семейства "Су" остается знаменитый многоцелевой истребитель Су-27 - до 350 машин списочного состава в ВВС и ВМФ. Вторая массовая машина - истребитель МиГ-29. Сейчас их 270 в авиации ВВС, 40 - в авиации ВМФ. В феврале 2012 года РСК "МИГ" заключила контракт с Минобороны РФ на поставку 24 корабельных истребителей МиГ-29К и учебно-боевых МиГ-29/КУБ. Это соглашение даст возможность развернуть производство новейшего истребителя МиГ-35 (поколение "4++"), технологически близкого к корабельному МиГ-29: репутацию МиГ-35 несколько подпортил проигрыш в 2011 году в индийском тендере на поставку 126 истребителей.

На замену стоящего сейчас на вооружении штурмовика Су-25СМ к 2020 году начнет поступать новая перспективная машина, созданная на его базе. Новый самолет будет способен применять значительно более широкую номенклатуру тактического вооружения. Одновременно с этим он будет обладать эффектом малозаметности, способным приземляться на любые взлетно-посадочные полосы. К 2020 году ВВС рассчитывают иметь до 80 таких машин, а также не менее 120 новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34: уже подписан контракт на получение 92 таких машин. Со временем они заменят старые, но очень надежные Су-24, которые сейчас проходят модернизацию.

В строю авиации ПВО к 2020 году из 250 перехватчиков останется до ста глубоко модернизированных машин (60 из них до уровня МиГ-31БМ). Кроме того, в ближайшее время в ВВС России должна поступить новая ракета класса "воздух-воздух", которая позволит в два раза увеличить боевые возможности перехватчиков МиГ -31

ВЕРТОЛЕТЫ

Армейская авиация Сухопутных войск в 2003 году вошла в состав ВВС России. В настоящее время на вооружении, по разным данным, стоят свыше полутора тысячи вертолетов различных классов, и еще более 1,1 тысяч винтокрылых машин должно быть поставлено к 2020 году. В 2010 году российские войска получили 37 новых вертолетов, в 2011 году - 82 машины, в 2012 году запланирована поставка 120 вертолетов. На этом уровне темп поставок должен сохраниться на последующие годы.

Ми-28Н "Ночной охотник" - первый новый ударный вертолет, серийные образцы которого поступают в российские войска с 2008 года. Сейчас в войсках примерно полсотни этих машин. Всего в течение десяти лет их количество должно достигнуть 200. В общей сложности пока Минобороны РФ заключены контракты с холдингом "Вертолеты России" на поставку 97 таких вертолетов в период до 2015 года.

Минобороны заключило также контракт в августе 2011 года поставку другого нового ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор". 140 машин до 2020 года. Помимо этого, несколько десятков корабельных Ка-52 будут построены для четырех французских вертолетоносцев типа "Мистраль", закупленных Россией. Сейчас в ВВС около 20 вертолетов Ка-52.

Третий "ударник" - Ми-35М (глубоко модернизированный вариант советского вертолета Ми-24). Машина раньше шла исключительно на экспорт, но теперь ее стало закупать и Минобороны РФ. В ВВС пока лишь десяток Ми-35М, но заказаны еще 49 таких машин.

Но самым массовым остается военно-транспортный вертолет Ми-8/17. В 2011 году российские ВВС получили около 40 Ми-8МТВ-5 и Ми-8АМТШ. Всего же планируется их строить по 50 штук в год.

Возобновлено малосерийное производство тяжелых транспортных вертолетов Ми-26. Продолжается разработка средних транспортных вертолетов Ми-38 и Ка-60 (62). Минобороны заказало три десятка легких транспортных Ка-226, а также более 30 новых легких учебно-тренировочных вертолетов "Ансат".

Проблемой остается оснащение легких вертолетов серийными российскими моторами. На Ка-226 стоят британские двигатели Rolls-Royce Allison 250, а на "Ансате" американские Pratt & Whitney РW-207K.

В довершение к этому Минобороны РФ получило для испытаний пять легких вертолетов европейского консорциума Eurocopter (два двухдвигательных вертолета AS355NP и три однодвигательных AS350B3). Если заключение будет положительным, то военные закупят 47 таких машин. Вертолеты планируется использовать преимущественно для перевозки высших военных руководителей.

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ

Если поставки новых вертолетов идут в войска все возрастающими темпами, а серийное производство новых боевых самолетов пусть медленно, но понемногу "разгоняется", то с военными транспортниками ситуация близка к критической. В концепции современной мобильной войны быстрая переброска войск - один из ключевых элементов. Между тем авиапарк ВТА, состоящих из нескольких сотен самолетов разных классов и грузоподъемности, стремительно стареет.

Россия планирует построить до 2020 года около 250 тяжелых военно-транспортных самолетов для своих ВВС, сообщил недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин. Между тем, пока в интересах ВВС российский авиапром построил только один новый военно-транспортный самолет Ил-76-МД-90А (базовый Ил-76 - основной транспортник ВВС), который сейчас проходит наземные испытания на Ульяновском авиастроительном заводе. До 2020 года войска должны получить более 40 самолетов Ил-76-МД-90А (сейчас в войсках почти 200 старых Ил-76). Этот самолет планируется использовать в качестве платформы для перспективного самолета-заправщика и нового самолета РЛДН А-100.

Самый массовый средний военный транспортник Ан-12 также безнадежно устарел, - в войсках нет ни одного такого самолета моложе 45 лет. Ему на смену должен прийти более тяжелый Ан-70 - совместный проект России и Украины. Проекту уже десять лет, но машина до сих пор не пошла в серию. Только недавно было решено создать на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова новый завод, где будет производиться Ан-70. Первые Ан-70 Минобороны РФ может в лучшем случае получить не ранее 2015 года. Сейчас в ВВС РФ есть один украинский транспортник Ан-148, в планах закупка еще четырех.

Затянулась и реализация совместной российско-индийской программы по среднему военно-транспортному самолету МТА (Ил-214), фактически стартовавшая 12 лет назад. Сроки постоянно сдвигаются. Сейчас дата первого полета МТА - ориентировочно 2017 год.

Недавно главком ВВС Бондарев объявил о поголовном списании легких военно-транспортных самолетов Ан-26 в течение нескольких лет. Их заменят новые Ан-140-100 (10 машин до 2020 года). Кроме того, по его словам, ВВС закупят в течение десяти лет 10 новых самолетов Ан-124 "Руслан". Производство этих самых грузоподъемных в мире транспортных самолетов возобновляется в России.