ОБОБЩЕНИЕ - Новая стратегия НМТП: специализация и снижение долга
14 марта 2012 года
Группа "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), крупнейший в России и третий в Европе портовый оператор по объему грузооборота, во вторник представила полноценную стратегию развития группы с 2012 до 2020 года. Компания намерена завершить старые проекты и сосредоточиться на новых - расширить специализацию, развивать инфраструктуру, снизить долговую нагрузку и улучшить финансовые показатели.
В начале 2011 года была закрыта сделка по покупке компании Novoport Holding Ltd, владевшей 50,1% акций НМТП, "Транснефтью" и группой "Сумма" Зиявудина Магомедова. Конкретный и подробный план развития компании появился спустя год после прихода в НМТП новой команды управленцев.
СТАРЫЕ ИНВЕСТПРОЕКТЫ...
Согласно презентации НМТП, группа продолжает реализацию инвестиционной программы, которая была принята предыдущей командой собственников.
Основной акцент в прежней программе был сделан на строительство новых терминалов. Основными проектами здесь были: строительство мазутного терминала в Новороссийске мощностью до 4 миллионов тонн в год (начато в апреле 2010 года, окончательный ввод в эксплуатацию - март 2012 года); реконструкция нефтерайона Шесхарис потенциальной пропускной способностью до 65 миллионов тонн в год (начало - 2006 год, окончание запланировано на 2013 год); строительство контейнерного терминала в Балтийске (начало - январь 2010 года, окончание - четвертый квартал 2013 года); реконструкция ранее не использовавшейся пристани №4 для возможности обработки танкеров дедвейтом 45 тысяч тонн (начата в апреле 2010 года, планируется закончить в первом квартале текущего года) и ряд других проектов.
"По состоянию на конец 2011 года из 538 миллионов долларов (запланированных на реализацию программы - ред.) было освоено 416 миллионов долларов. После реализации программы мощности по группе увеличатся на 5,5-20,5 миллиона тонн и 238 тысячи TEU", - говорится в презентации. По итогам 2011 года грузооборот группы НМТП составил 157 миллионов тонн, контейнерооборот - 598 тысяч TEU.
... И НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
В рамках новой концепции предполагается переход от специализации по стивидорным компаниям, к специализации по производственным площадям с фокусом на высокодоходные грузы.
По словам первого заместителя гендиректора группы НМТП Марата Шайдаева, предыдущий план развития компании был ориентирован в основном на перевалку нефти и нефтепродуктов. "Новый план ориентирован на качественно другой уровень маржинальности, стоимости. Это другая идеология", - сказал он.
Новая стратегия состоит из трех этапов: краткосрочная (2011-2012 годы, когда в основном будут завершаться программы и проекты, начатые предыдущей командой), среднесрочная (2012-2015 годы) и долгосрочная (2015-2020 годы). На первом этапе усилия будут направлены на улучшение операционной эффективности существующих активов, на втором будут производиться капитальные вложения в инфраструктуру (как необходимое условие модернизации технологии перевалки), на третьем - развиваться специализация терминалов по обработке контейнеров, нефтепродуктов и насыпных грузов.
В рамках новой стратегии группа планирует направить на реализацию инвестиционных проектов 1,058-1,118 миллиарда долларов до 2020 года, сообщил заместитель гендиректора по продажам и маркетингу группы НМТП Радо Антолович.
Большая часть средств - 350 миллионов долларов - будет потрачена на строительство контейнерного терминала НМТП в Новороссийске (сроки строительства - 2015-2018 годы); 250-290 миллионов долларов потребуется на строительство терминала по перевалке железно-рудного сырья и угля в Новороссийске (сроки - 2015-2016 годы).
Около 207 миллионов долларов потребуется на строительство специализированного контейнерного терминала на базе ОАО "Новолесэкспорт" (НЛЭ, 2012-2014 годы); 138 миллионов долларов необходимы на строительство терминала по перевалке нефтеналивных грузов в Приморске; 52,9 миллиона долларов - на расширение зернового терминала (2012-2014 годы); по 30-40 миллионов долларов потребуется на техническое перевооружение ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" и Восточного района НМТП (2012-2016 годы), а также покупку новых земельных участков.
Мощность специализированного контейнерного терминала НЛЭ составит 500 тысяч TEU. "Когда новые мощности НЛЭ будут задействованы как минимум на 75%, группа начнет реализацию проекта по строительству контейнерного терминала на базе Западного района НМТП, что увеличит мощность перевалки контейнеров НМТП с 170 тысяч (прогноз по грузообороту группы на 2012 год - ред.) до 700 тысяч TEU, что в сумме с НЛЭ даст 1,2 миллиона TEU", - говорится в стратегии.
По словам заместителя гендиректора по финансам и экономике Андрея Бубнова, компания намерена инвестировать программу за счет собственных средств. "Источник средств - наш внутренний операционный денежный поток, который примерно равняется 80 миллионов долларов в квартал. Он способен обеспечить финансирование всей инвестпрограммы и при этом мы сможем соблюдать все обязательства по снижению долговой нагрузки", - сказал он.
РОСТ ВЫРУЧКИ И СОКРАЩЕНИЕ ДОЛГОВ
Именно на том, что компания намерена планомерно и целенаправленно снижать долговую нагрузку и увеличивать финансовые показатели, делают упор менеджеры группы.
Бубнов, в частности, сообщил, что по итогам 2012 года группа ожидает выручку по МСФО в размере 1,2-1,3 миллиарда долларов. "Мы ориентируемся на выручку 1,2-1,3 миллиарда долларов (в зависимости от курса). Наша цель по EBITDA - 620-640 миллионов долларов", - сказал он, добавив, что это "очень агрессивный бюджет". Финансовые итоги всего 2011 года в целом группа НМТП планирует опубликовать менее чем через месяц. За девять месяцев прошлого года выручка НМТП по МСФО составила 782 миллиона долларов (рост на 57% к аналогичному периоду 2010 года), EBITDA - 404 миллиона долларов (рост на 17%), чистая прибыль - 32,1 миллиона долларов (снижение в семь раз). По итогам 2010 года выручка НМТП составляла 635 миллионов долларов, показатель EBITDA - 416 миллионов долларов, чистая прибыль - 258 миллионов долларов.
Бубнов сообщил также, что к концу 2012 года группа намерена сократить долговую нагрузку на 9% - до 2,3 миллиарда долларов за счет операционного денежного потока. В 2011 году общий долг группы составил 2,5 миллиарда долларов. Основной долг группы - это 1,95 миллиарда долларов, заимствованных у Сбербанка (начало погашения этого кредита - январь 2014 года); 300 миллионов долларов - это еврооблигации (погашения начнутся в мае текущего года). Остальная сумма - это долги ООО "Приморский торговый порт", которые ежегодно гасятся в размере 80-90 миллионов долларов.
НМТП не изменит себе и в области дивидендной политики. За 2011 год компания может выплатить дивиденды в размере 440-450 миллионов рублей. Именно эта цифра, по словам Бубнова, заложена в бюджете. По итогам 2010 года было выплачено 431 миллион рублей дивидендов. Таким образом, рост дивидендов может составить примерно 2-4,5%.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Прогнозы, озвученные топ-менеджментом НМТП и представленные в стратегии развития компании, вполне соответствуют действительности и отражают плавное замедление темпов роста рынка портово-логистических услуг, считает Кирилл Маркин из "Инвесткафе".
"Впрочем, основной интерес сейчас вызывает показатель чистой прибыли НМТП, которая значительно сократилась согласно данным последней отчетности, что стало следствием существенных потерь из-за курсовых разниц. Однако, прошедшие два месяца - это достаточно малый срок, чтобы судить об успешном завершении всего финансового года и воплощении в жизнь представленной программы", - говорит он.
Говоря о реализации долгосрочной стратегии НМТП, эксперт добавил также, что новым акционерам, которые придут в компанию после продажи находящегося в государственной собственности 25-процентного пакета акции НМТП, будет не с руки блокировать какие-либо позитивные меры, направленные на финансовое оздоровление портово-логистической компании.