Военная операция Израиля против Ирана не исключена - эксперт
26 октября 2011 года

Атомный проект Ирана вряд ли удастся остановить средствами международной дипломатии, и через год-два Израилю придется определиться по вопросу о возможности проведения военной операции, считает эк-глава Совета нацбезопасности Израиля Гиора Айленд.

Представители военно-политического истеблишмента Израиля в публичных выступлениях не исключают возможности самостоятельной военной операции для решения иранской проблемы, но при этом обычно говорят о предпочтительности усилий международной дипломатии.

"Правительство Израиля уже скоро, через год или два, может оказаться перед большой дилеммой. Ему придется выбирать из двух плохих вариантов: либо смириться с тем фактом, что Иран обладает ядерным оружием со всеми вытекающими последствиями, либо попытаться остановить его посредством израильской военной операции, которая, по крайней мере, теоретически осуществима", - сказал на брифинге эксперт, дослужившийся в армии до начальника оперативного управления Генштаба и работавший в команде премьер-министра Ариэля Шарона.

Он повторил традиционный израильский тезис о том, что сочетание ядерных амбиций с агрессивными антиизраильскими настроениями превращает нынешний иранский режим в источник "экзистенциальной угрозы" для еврейского государства.

"Сегодня, несмотря на все проблемы технологического плана, прочие факторы, заставляющие их осторожничать, иранцам требуется только политическое решение, чтобы придать своему ядерному потенциалу военное измерение, трансформировать его в атомную бомбу", - считает Айленд.

Тридцать лет назад израильские ВВС остановили атомный проект Ирака, разбомбив реактор "Озирак".

"Бездействие тоже становится выбором в пользу первого варианта. Риски в обоих случаях колоссальны. Наверное, это будет одно из самых судьбоносных решений, которые когда-либо принимал Израиль", - добавил эксперт.

ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ

Эксперт сомневается в эффективности коллективных действий, сочетающих попытки проведения переговоров с оказанием экономического давления. Время, когда такой подход мог оказаться результативным, было упущено еще пять-шесть лет назад, считает Айленд.

Он напоминает, как западные страны торпедировали одну из многообещающих инициатив российской дипломатии. "В это время, а я говорю о 2004 годе, Иран вел себя крайне осторожно. Только что закончилась война в Ираке, и иранцы не осмеливались самостоятельно обогащать уран, а это важнее всего, если вы хотите сделать ядерное оружие", - сказал Айленд.

Россия тогда выступила с инициативой, предложив построить у себя предприятие для обогащения урана до уровня, необходимого для выработки электричества и "прочих мирных целей". План должен был гарантировать, что топливо после использования возвращаться назад, в Россию.

"Таким образом, если Иран настаивает на желании вырабатывать ядерную энергию, у них будет такая возможность, но этап обогащения урана останется под контролем у России", - объяснил он суть плана, назвав его "очень умным".

Идея не прошла из-за позиции Европы и США, которые, со слов Айленда, отвергли два российских условия. РФ, во-первых, хотела, чтобы западные партнеры утвердили ее план в качестве коллективного предложения Ирану от мирового сообщества и основы для переговоров и, во-вторых, чтобы никто не оспаривал у нее право на сотрудничество с иранцами в сфере атомной энергетики.

"Предложение было представлено европейцам, французам, немцам, англичанам, и американцам. Европейцы сказали "ни в коем случае". Американская реакция была резче, что-то вроде "да пошли вы". Вот так, по сути, в 2004 году похоронили очень умную инициативу русских", - отметил Айленд.

Иранцы же тогда, по его мнению, увидели, насколько велики противоречия между мировыми державами и "стали чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее в развитии (ядерной программы)".

США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

"Шестерка" международных посредников, в состав которой входят Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентством".

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.

В мае 2010 года в Тегеране было достигнуто соглашение между Турцией, Ираном и Бразилией, которое предполагало обмен на турецкой территории иранского низкообогащенного урана на высокообогащенный уран, произведенный в других странах. Однако данное соглашение так и не было реализовано.