РЖД рассчитывает до 2016 года построить в Индонезии железную дорогу за $2,5 млрд
27 октября 2011 года

Транспортная инфраструктура для перевозки угля, которую намерено построить на индонезийском острове Калимантан ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), может быть введена в строй менее чем через пять лет, заявил в четверг в индонезийской столице вице-президент компании Александр Салтанов.

"Мы рассчитываем, что первый вагон с углем выйдет к порту Баликпапан уже в 2016 году", - подчеркнул он, выступая на пленарном заседании Межправительственной российско-индонезийской комиссии высокого уровня.

Сопредседателями этой комиссии являются прибывший в Джакарту с рабочим визитом вице-премьер РФ Сергей Иванов и министр-координатор по вопросам экономики (соответствует уровню российского вице-премьера) Индонезии Хатта Раджаса (Ir. M.Hatta Rajasa).

Примерно три четверти Калимантана (Борнео) принадлежат Индонезии, и в этой части третьего по величине на планете острова находятся одни из крупнейших в мире залежей каменного угля. Однако в настоящее время он доставляется в морские порты автомобилями или речными баржами, вследствие чего объём добычи из ключевого бассейна залегания особо ценных металлургических углей составляет лишь 5,5 миллионов тонн в год, хотя при наличии более эффективных средств транспортировки может быть увеличен до 30 и более миллионов тонн.

ЭФФЕКТИВНЫЙ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ

"В последнее время мы активно обсуждаем с индонезийскими партнерами возможность создания железной дороги до имеющего очень выгодное положение морского порта Баликпапан, которая была бы нацелена на то, чтобы облегчить и увеличить объемы вывоза угля с острова Калимантан для использования как в целях развития индонезийской экономики, так и для решения экспортных задач", - заявил в интервью по завершении пленарного заседания Салтанов.

"По прикидкам наших проектировщиков, подготовительный период (разработка основного проекта, составление проектно-сметной документации для целого ряда технических проектов, решение финансовых вопросов) продлится до 2013 года. Общий объем инвестиций предполагается в районе 2,5 миллиардов долларов", - продолжил он.

Планируется, что финансирование строительства в объеме до 2 миллиардов долларов будет организовано в виде займов от крупнейших международных банков. Дополнительно до 500 миллионов долларов инвестиций планируется привлечь от частных инвесторов, в том числе институциональных, имеющих стратегический и/или финансовый интерес к проекту.

"Сам период строительства должен начаться в 2013 году с таким расчетом, чтобы уже в 2016 году приступать к эксплуатации. Подсчеты показывают, что он будет очень экономически эффективным: по оценкам специалистов, период окупаемости составит примерно девять лет с начала эксплуатации", - сказал собеседник агентства.

РЖД намерена построить электрифицированную одноколейную дорогу длиной примерно в 300 километров, однако некоторые ее участки будут двухколейными. "То есть, это будет вполне современная дорога для грузоперевозок", - подчеркнул Салтанов.

"Более того, этот проект - комплексный: помимо строительства самой железной дороги, он подразумевает еще и создание специального терминала для вывоза угля морем, строительство сопутствующей инфраструктуры, в том числе локомотивного депо, станции технического обслуживания и ремонта, электростанции и целого ряда других крупных объектов. Это такая интегрированная схема, которая окажет очень серьезное воздействие как на экономику самого острова, так и на решение экономических задач, стоящих перед всей Индонезией", - говорит собеседник агентства.

ИННОВАЦИИ И ЭКОЛОГИЯ

"Проект интересен и перспективой социального развития, поскольку он приведет к созданию нескольких десятков тысяч рабочих мест", - отмечает он.

"Инновационная составляющая также предполагается весьма обширной: то, что проработано нашей проектной компанией, говорит о возможности реализовать его на современных технологических основах, и для наших индонезийских партнеров сотрудничество с РЖД - хороший шанс, поскольку наша компания входит в тройку мировых лидеров в железнодорожной отрасли. Мы, действительно, целая отрасль российской экономики и к тому же обладаем опытом реализации зарубежных проектов", - подчеркивает собеседник агентства.

По его мнению, инновационные достижения РЖД таковы: новый подвижный состав, включая локомотивы нового поколения, созданные как российскими инженерами самостоятельно, так и во взаимодействии с таким мировыми компаниями, как Siemens и целый ряд других. При этом предлагаемый Индонезии проект подразумевает передачу этих технологий как в области управления дорогой, так и в области ухода за подвижным составом.

"Залегание углей на Калимантане очень неглубокое, и добычу можно вести открытым способом, но, подчеркну - с соблюдением всех самых строгих стандартов в сфере экологии", - заключает собеседник агентства.

СПОРЫ В ИНДОНЕЗИИ

Несмотря на бесспорные плюсы, предлагаемый РЖД проект вызвал оживленные споры в Индонезии. В августе этого года губернатор провинции Центральный Калимантан Агустин Терас Наранг (Agustin Teras Narang) и его заместитель Ахмад Диран (Achmad Diran) совместно выступили против строительства в связи с тем, что планируемая трасса пролегает через заповедные леса Мурунг-рая.

"В таком случае зачем вообще иметь заповедные леса? Уж лучше тогда мне подать в отставку с поста губернатора", - заявил тогда Наранг.

По мнению губернатора, планируемая дорога изменит уровень подземных вод в Мурунг-рая и приведет к наводнениям.

Далеко не все индонезийские специалисты, однако, настроены столь же категорично. Так, эксперт одного из самых авторитетных вузов Индонезии - Богорского сельскохозяйственного института - Ридхо Нур Рохмат (Ridho Nur Rochmat) считает необходимой лишь всеобъемлющую экспертизу проекта.

"Правительству придется обеспечить сохранение баланса окружающей среды", - заявил он.

На волне децентрализации, проводящейся в Индонезии после более чем 30-летнего авторитарного правления отставного генерала Сухарто, покинувшего свой пост лишь в 1998 году, власти провинций и районов резко расширили свои права. Однако многие наблюдатели отмечают, что децентрализация сопровождалась и негативными последствиями: в частности, активным распространением коррупции в аппаратах местного самоуправления.

Наконец, подчеркнули в четверг в ходе пленарного заседания в Джакарте руководители министерства транспорта Индонезии, поскольку проект затрагивает территории нескольких индонезийских провинций, то решение вопроса о его проведении в жизнь является прерогативой центрального правительства, а не местных властей.

ТОЧКА В СПОРЕ?

В итоге сопредседатели Межправительственной российско-индонезийской комиссии высокого уровня Сергей Иванов и Хатта Раджаса приняли в четверг специальное совместное заявление, в котором приветствовали интерес РЖД к проведению в жизнь проекта строительства железной дороги специального назначения для транспортировки угля из месторождений Калимантана.

По мнению обеих сторон, этот проект будет полезен населению острова как с экономической, так и социальной точек зрения, поскольку благодаря ему будут созданы дополнительные рабочие места, а местные компании получат возможность принять в нем участие. Наконец, проект отражает задачи Генерального плана ускоренного развития экономики Индонезии на период 2011-2025 годов, говорится в заявлении.