Большой театр открывает историческую сцену на Театральной площади
28 октября 2011 года

Историческая сцена Большого театра открывается после шестилетней реконструкции в пятницу торжественным гала-концертом, во время которого зрители смогут оценить все технологические возможности новой сцены и отпраздновать возвращение одного из главных символов страны.

Прямая трансляция праздника начнется в 19.00 (мск) и будет доступна во всем мире: в Европе, Латинской Америке, США и Японии, в России ее покажут телеканалы ОРТ, РТР, на канале Большого театра в YouTube, фрагменты на "Культуре", а также на сайте информационного агентства RIA.RU и сайте проекта "ВТБ - России".

Сценарий гала-концерта, режиссером-постановщиком которого выступает Дмитрий Черняков, держится в секрете. Известны лишь детали, что сценография выстроена вокруг сюжета возвращения Большого театра "домой" - на свою главную сцену, на которую, кстати, выведут все труппы прославленного коллектива. Кроме того, в представлении примут участие пять приглашенных оперных солистов с мировыми именами.

Реконструкция Большого театра в центре Москвы началась в 2005 году, тогда эксперты были поражены состоянием главного здания, который со времен своего открытия пережил многочисленные переделки, но ни одной полноценной реконструкции. За шесть лет была проделана титаническая работа. Предполагается, что по итогам реконструкции Большого театра его площадь увеличится в два раза - до 80 тысяч квадратных метров.

НОВОЕ ВЕЛИЧИЕ БОЛЬШОГО

За долгую историю в здании Большого театра, который открылся 6 января 1825 года, много раз проводились строительные, ремонтные, реставрационные, перепланировочные и прочие работы. Из-за многочисленных переделок и непрофессионального подхода к ряду реставрационных вопросов еще в начале 20 века был нанесен непоправимый ущерб как самому памятнику, так и его акустике, состояние которой все ухудшалось в последующие десятилетия при ремонтных работах.

Самая обстоятельная реконструкция за всю историю театра, работу над которой называют титанической, должна была сохранить историческое здание театра, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник и в то же время обеспечить его самыми высокими современными театральными технологиями.

Реставрационные работы, в которых участвовали 956 человек, не начинались вплоть до 2009 года - пока не был укреплен фундамент здания, которое разрушалось в течение 115 лет.

Акустика в главном зале была испорчена, когда пол и специальный барабан под оркестровой ямой залили цементом и Большой театр опустился на 55-е место в мире по акустике среди оперных театров. Сейчас же его звук восстановлен, что подтвердили акустические проверки комиссий ЮНЕСКО, певцы, среди которых Пласидо Доминго, оркестранты, солисты, хор Большого.

В театре самая современная сценическая механика: у главной сцены размером 21 на 21 метр, которая стала самой большой в Европе, разные покрытия для пола, учитывающие особенности балета и оперы. Сцена сейчас размером с шестиэтажный дом, притом полностью компьютеризированный, и режиссер перед постановкой может все проверить в цифровых вариантах.

Большой театр также получил подземную часть, где, в частности, будет располагаться склад декораций, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей. Бетховенский зал из Круглого перенесен под землю: новое пространство сохранит функции прежнего, предназначенного для репетиций хора и оркестра и концертных программ. Зал обладает техническим новшеством в виде подвижных платформ: в зависимости от того репетирует или выступает оркестр различные платформы опускаются или поднимаются. В силу отличной акустики пространства, которую, несмотря на близость метро, не нарушают звуки поездов, там планируется сделать студию звукозаписи.

Реставраторы поработали над интерьерами 19 века: восстановили закрашенные ранее росписи Белого фойе, а Круглому залу и Императорскому фойе возвращены люстры и вензеля Николая Романова, гобелены и жаккардовые ткани. Озолочением интерьеров занимались 156 специалистов со всей России в течение года, которые потратили около 4,5 кг золота на 981 квадратный метр покрытия.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЩЕЛКУНЧИКА

Большой театр после реконструкции вернет на главную, возрожденную, сцену все классические постановки, включая "Лебединое озеро", тогда как Новую оставят для экспериментов и молодых режиссеров. Театр не только сохранил классический репертуар, но и продолжал выпускать новые премьеры.

После открытия на Основную сцену до конца сезона будут перенесены все классические, масштабные постановки - 1 декабря вернется опера "Борис Годунов", затем "Щелкунчик", на очереди "Огненный ангел", "Лебединое озеро".

Как рассказал ранее гендиректор ГАБТ Анатолий Иксанов, репертуар уже спланирован таким образом, что практически нет свободных точек ни на Исторической, ни на Новой сценах. Главным достоинством реконструкции он считает возможность репетировать одновременно несколько масштабных постановок, так, балетный зал стал самым большим в Европе, там свободно могут разместиться все артисты труппы.

Балеты Большого будут доступны мировой аудитории в течение всего года: в сотрудничестве с французской компанией Bel Air Media и сетью кинотеатров Pathe, пять балетов - "Эсмеральда", "Спящая красавица", "Корсар", "Светлый ручей" и "Раймонда" покажут на более, чем 600-х киноэкранах.

ПЕРВЕНСТВО ГЛИНКИ

Опера "Руслан и Людмила" станет первой постановкой после реконструкции на исторической сцене 2 ноября.

По словам Иксанова, все крупнейшие мировые театры открываются именно оперой, а Глинка - основатель русской оперы. Постановка будет способствовать возрождению мировой популярности Глинки. Режиссер "Руслана и Людмилы" Дмитрий Черняков уверен, что эта опера очень подходит для праздника, потому что одна из немногих в оперной коллекции не имеет мрачного финала, как, например, "Хованщина". В ней можно использовать разные типы рассказа и демонстрировать возможности всех типов голосов. "Руслан и Людмила" будет соответствовать пышному стилю оперы а ля рюс, формату большого стиля, как его привыкли воспринимать зрители.

Руслана исполняют два молодых баса - Михаил Петренко и Алексей Тихомиров, а Людмилу - Альбина Шагимуратова и Ульяна Алексюк. Также в спектакле заняты Елена Образцова и сам Черняков в пока не названной роли, дирижирует Владимир Юровский.

В премьерных планах Большого театра на новый сезон значатся две балетных премьеры и три оперных, в том числе первая постановка в России оперы "Кавалер розы" Рихарда Штрауса 3 апреля. В конце июня пройдет первое представление "Чародейки" Чайковского. Всего будут 356 спектаклей, из них 315 - дома и 37 - на гастролях в Японии, США, Канаде и Мадриде.

Первой балетной премьерой станет "Спящая красавица" 18 ноября в постановке Юрия Григоровича. Заглавную мужскую роль в ней поручили звезде мирового балета, американцу Дэвиду Холлбергу (David Hallberg) - первому в истории Большого театра иностранному приглашенному солисту. Также в ближайших планах - прием миланского театра Ла Скала и вечер памяти Ролана Пети.