Балтийский завод: в новую жизнь с ОСК
11 октября 2011 года

Судостроительные активы Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева по-прежнему заложены в ЦБ по многомиллиардным долгам обанкротившегося Межпромбанка, однако самим предприятиям государство решило помочь, не дожидаясь завершения судов по взысканию залога и обострения социальных проблем из-за невыплаты зарплаты рабочим.

Самый проблемный из трех активов ОПК - Балтийский завод - ЦБ уже передал в управление государственной Объединенной строительной корпорации (ОСК), которая пообещала обеспечить предприятие заказами. Сделанные во вторник заявления успокоили работников петербургского завода, которые 12 октября собирались провести забастовку, чтобы привлечь внимание к проблеме невыплаты зарплаты и проблемам предприятия в целом.

В спасении Балтийского завода участвует и еще одна государственная структура - концерн "Росэнергоатом", чей заказ на энергоблок первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) до прихода ОСК был единственным на петербургском предприятии. "Росэнергоатом" возобновляет финансирование строительства блока, хотя уже понятно, что первоначальные сроки его сдачи заказчику сдвигаются как минимум на полтора года.

ВОЗВРАТА НЕ БУДЕТ

Балтийский завод, имеющий полуторавековую историю, в настоящее время специализируется на строительстве ледоколов, крупнотоннажных судов и военных кораблей, столкнулся с дефицитом новых заказов. Менеджмент предприятия связывал это с отсутствием эффективного собственника.

Сразу после объявления о передаче завода в управление корпорации, глава ОСК Роман Троценко пообещал, что предприятие будет обеспечено заказами. Решение же о передаче Балтийского завода в собственность госкорпорации, по его словам, будет принято в январе, после собрания акционеров.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак подтвердил, что решение по Балтийскому заводу принято окончательно. "Больше возврата к этому собственнику не будет, Балтийский завод будет работать в составе ОСК", - сказал Козак.

ДОЛГИ В НАСЛЕДСТВО

Балтийский завод переходит к ОСК с долгами, которые превышают сумму в 8 миллиардов рублей.

По словам главы госкорпорации, задолженность предприятия перед банками-кредиторами достигает 5 миллиардов рублей, по заработной плате - 100 миллионов рублей, за поставленное топливо - 300 миллионов рублей. Долг перед поставщиками оборудования для строящейся на заводе по заказу "Росэнергоатома" плавучей атомной теплоэлектростанции составляет 1,7 миллиарда рублей.

Троценко не исключил, что это не окончательная сумма задолженности. "Сегодня мы до конца не представляем, какой долг, и, по всей видимости, он будет уточняться, и долговые обязательства будут всплывать", - отметил он.

СИТУАЦИЯ С ПАТЭС

Пилотный проект "Росэнергоатома" по строительству энергоблока ПАТЭС сначала был размещен на "Севмаше", который не смог обеспечить его своевременное выполнение. Затем заказ был передан Балтийскому заводу, у которого в то время не было серьезных проблем.

После банкротства Межпромбанка, по кредиту которому был заложен Балтийский завод вместе с другими судостроительными активами ОПК, вновь возник вопрос о судьбе заказа "Росэнергоатома". Работы по нему выполнялись не в полном объеме из-за того, что на депозитах Межпромбанка оказалась заморожена часть авансовых платежей (1,9 миллиарда рублей).

Вице-премьер РФ Козак объявил во вторник, что "Росэнергоатом" возобновляет финансирование заказа под гарантии ОСК - первый транш в размере 1,5 миллиарда рублей поступит уже в среду.

Однако, по словам главы ОСК Троценко, сроки выполнения заказа придется скорректировать: сдача энергоблока для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции переносится минимум на полтора года - до начала 2014 года.

КТО НА ОЧЕРЕДИ

По оставшимся двум проблемным активам ОПК - Северной верфи и ЦКБ "Айсберг" - решение будет принято в ближайшее время, сообщил Козак.

"Ситуация, аналогичная той, которая сложилась на Балтийском заводе, существует и на других предприятиях ОПК. Балтзавод создал прецедент. В ближайшее время остальные активы будут переданы. Решение в правительстве уже принято", - сказал вице-премьер.

Северная верфь, в отличие от Балтийского завода, не испытывает острого дефицита заказов. Согласно госпрограмме вооружений до 2020 года, верфь до 2018 года должна сдать министерству обороны РФ серию из шести корветов проектов 20380 и 20385 и до 2020 года - серию из шести фрегатов проекта 22350. Сейчас на предприятии строятся четыре корвета проекта 20380, два фрегата проекта 22350 и специальное судно связи проекта 18280 для ВМФ России.

ОАО "ЦКБ "Айсберг" разрабатывает проекты для ледоколов, судов-снабженцев, научно-исследовательских и гидрографических судов, а также выполняет ряд государственных заказов по проектированию кораблей и судов для ВМФ России.

ЗАКАЗАМИ ПРИДЕТСЯ ПОДЕЛИТЬСЯ

Оставшемуся практически с одним крупным контрактом Балтийскому заводу ОСК передаст часть заказов других предприятий, сообщил Троценко.

В частности заводу отдают контракт с "Газпромом" на строительство судна-снабженца ледового класса стоимостью 3 миллиарда рублей. Этот заказ планировалось отдать Дальневосточному центру судостроения (ДЦСС).

Кроме того, два заказа на строительство фрегатов для российского флота "перекочуют" на завод от калининградского "Янтаря" и "Северной верфи", пообещал Троценко.

ПРОФСОЮЗ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЗАБАСТОВКИ

Работники Балтийского завода решили не проводить запланированную на 12 октября часовую забастовку, поскольку их требования по выплате зарплаты удовлетворены, сообщил председатель профкома завода Вячеслав Фирюлин.

Кроме задолженности по зарплате, профсоюз беспокоил дефицит новых заказов на предприятии и проблемы с финансированием выполняемых. По словам профлидера, во вторник все проблемы были решены.

ВЫГОДНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ

Судостроительные активы Пугачева станут достаточно выгодным приобретением для ОСК, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

"Северная верфь уже достаточно загружена заказами Минобороны, а Балтийский завод - не только верфь, но и мощное машиностроительное предприятие. Безусловно, ОСК получает реально работающие заводы с хорошим портфелем заказов", - сказал Пухов .

Он также не исключил, что в числе военных заказов, которые ОСК в перспективе может осуществить на Балтийском заводе, будет строительство вертолетоносца "Мистраль".