МЭР ожидает в 2011 г роста нефтепереработки в РФ на 2,3%, к 2014 г - на 2,7-8,7%
22 сентября 2011 года

Минэкономразвития РФ ожидает, что по итогам 2011 года объем переработки нефти в стране возрастет на 2,3% по сравнению с 2010 годом и составит 255 миллионов тонн; к 2014 году прогнозируется рост переработки на 2,7-8,7% - до 256-271 миллиона тонн нефти, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, подготовленном министерством и одобренном на заседании правительства.

ОБЪЕМ ПЕРЕРАБОТКИ

В 2011 году объем переработки нефти с учетом итогов работы нефтеперерабатывающей отрасли за первое полугодие оценивается на уровне 255 миллионов тонн (рост на 2,3% к 2010 году), экспорт нефтепродуктов - на уровне 135,3 миллиона тонн (рост на 1,7% к 2010 году), говорится в документе.

Объем переработки нефти в 2012 году прогнозируется в пределах 255-267 миллионов тонн, в 2013 году - 256-270 миллионов тонн, 2014 году - 256-271 миллион тонн.

Выпуск автобензина в 2011 году ожидается в объеме 36,7 миллиона тонн (рост на 1,9%), в 2012 году - 37,9-39,6 миллиона тонн, в 2013 году - 38,8-41,1 миллиона тонн, в 2014 году - 42,2-42,3 миллиона тонн (рост на 17,2-17,5% по сравнению с 2010 годом). Производство дизельного топлива к 2014 году возрастет на 10,5-20% по сравнению с 2010 годом и составит 77,2-83,9 миллиона тонн. В 2011 году ожидается производство дизтоплива в объеме 71,1 миллиона тонн (рост на 1,7%), в 2012 году - 74,6-76,5 миллиона тонн, в 2013 году - 75,8-79,2 миллиона тонн. Выпуск топочного мазута в 2011 году составит 72,3 миллиона тонн (рост на 4%), в 2012 году - 68,8-75,8 миллиона тонн, в 2013 году - 67,6-76,8 миллиона тонн, в 2014 году - 66,3-76,8 миллиона тонн.

ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

Разработка прогноза социально-экономического развития осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2 и 1) и двух дополнительных (А и С) вариантов.

Так, вариантом А предусматривается, что при сохранении относительно благоприятной мировой конъюнктуры выравнивание ставок экспортных пошлин на нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть не окажет существенного влияния на изменение действующей экспортоориентированной структуры производства нефтепродуктов с загрузкой всех мини-НПЗ. Тенденция роста объемов нефтепереработки продолжится, и к 2014 году объем нефти, поступающей на переработку, увеличится до 271 миллиона тонн, что соответствует 53% от добычи нефти. При этом учитывается необходимость загрузки в прогнозный период вводимых мощностей по переработке нефти на Антипинском НПЗ, Туапсинском НПЗ и Нижнекамском НПЗ.

При высоких ценах на нефть и нефтепродукты экспорт нефтепродуктов к 2013 году возрастет до 149,6 миллиона тонн за счет сохранения тенденции увеличения экспорта жидкого и дизельного топлива. В условиях обеспечения умеренного спроса внутреннего рынка в 2014 году экспорт нефтепродуктов снизится и составит 146,8 миллиона тонн. Глубина переработки сохранится на уровне 2011 года.

В основном варианте прогнозируется активная реализация планов нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающих ввод углубляющих и вторичных процессов переработки нефти. При этом внутренний рынок моторного топлива будет обеспечиваться более оптимальным количеством сырья, поступающего на переработку, что приведет к заметному сокращению и за счет этого замещению объемов переработки нефти с низкотехнологичных экспортно-ориентированных мини-НПЗ на свободные мощности как действующих, так и вновь вводимых НПЗ. В результате прогнозируется стабилизация объемов нефтепереработки в 2012 году на уровне 2011 года - 255 миллионов тонн с последующим незначительным увеличением объемов нефтепереработки в 2013-2014 годы до 256 миллионов тонн.

Экспорт нефтепродуктов по этому варианту к 2014 году уменьшится до 130,7 миллиона тонн в связи с увеличением внутреннего спроса при стабилизации объемов переработки и снижением эффективности экспорта сырьевых видов нефтепродуктов. Значительное повышение уровня пошлин на темные нефтепродукты окажет влияние на структуру экспорта нефтепродуктов. Так, экспорт дизельного топлива стабилизируется на уровне 42 миллиона тонн, при снижении экспорта жидкого топлива к 2014 году почти на 7 миллионов тонн к уровню 2011 года.

Индекс производства нефтепродуктов в 2014 году составит вырастет на 8,8% к уровню 2010 года за счет изменения структуры товарной продукции в пользу нефтепродуктов с большей добавленной стоимостью. На рост объемов производства светлых нефтепродуктов окажет влияние увеличение глубины переработки нефти до 73,2% в 2014 году, которое будет обеспечено за счет ввода в эксплуатацию новых углубляющих производственных процессов.

В 2014 году внутренний спрос на автобензин, дизельное топливо и топочный мазут составит 116%, 118,9% и 84,8% соответственно от уровня 2010 года, говорится в документе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Суммарные инвестиции в реконструкцию, модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий в прогнозный период ожидаются в объеме 874 миллиардов рублей. При этом пик капитальных вложений в реконструкцию и ввод новых нефтеперерабатывающих мощностей (в основном вторичные процессы) будет приходиться на 2013 год.

Как отмечается в подготовленном Минэкономразвития РФ прогнозе, нефтеперерабатывающий сектор характеризуется старением основных производственных фондов и неэффективностью территориальной структуры перерабатывающих мощностей. Существующий уровень таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты приводит к фактическому субсидированию экспортоориентированной нефтепереработки, и в результате, несмотря на низкую глубину переработки, российские нефтеперерабатывающие заводы оказываются намного рентабельнее высокотехнологичных заводов Европы. В структуре выпуска продолжает наблюдаться высокая доля жидкого топлива (включая мазут) и дизельного топлива, при этом темпы роста экспорта этих продуктов опережают темпы спроса внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки.

Анализ динамики развития нефтепереработки в Российской Федерации показывает, что государственное субсидирование в виде сниженных таможенных пошлин на темные нефтепродукты не стимулирует существенное увеличение глубины переработки нефти, а лишь компенсирует неконкурентоспособность и консервирует технологическую отсталость российских нефтеперерабатывающих заводов. Постоянный перенос сроков введения соответствующих классов по техническому регламенту "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", демонстрирует несостоятельность руководства нефтяных компаний отвечать за взятые на себя обязательства по модернизации производства.