Гаев вышел из метро по собственному желанию
7 февраля 2011 года

Дмитрий Гаев, руководивший московским метро 15 лет, в понедельник покинул этот пост. Официально сообщается, что Гаев ушел по собственному желанию, хотя его увольнения уже два месяца добивалась Генпрокуратура, которая заподозрила начальника столичной подземки в получении незаконных доходов.

Вакантное место занял более молодой, но имеющий не меньший опыт работы в транспортной сфере Иван Беседин. Последние пять лет он руководил Калининградской железной дорогой. Московские власти ждут от нового начальника подземки решения проблем безопасности и ускорения строительства новых станций, а эксперты и политики надеются, что он сможет оценить проблемы метро свежим взглядом и сделать из него рентабельное предприятие.

ССАДИЛИ С ПЬЕДЕСТАЛА

Разговоры о том, что под Гаевым закачалось кресло, начались больше полугода назад - еще при прежнем московском градоначальнике. В июне прошлого года Юрий Лужков заявил, что руководителя метро нужно "ссадить с пьедестала, который он себе необоснованно построил, на землю".

Увольнение Лужкова спокойствия Гаеву не добавило. Новый мэр Сергей Собянин, активно взявшись за решение транспортных проблем города, большое внимание уделил именно подземке. Он высказал недовольство темпами строительства новых станций и пригрозил ее руководству проверками.

А в декабре прошлого года Генпрокуратура сообщила о выявлении в метро многочисленных нарушений и предложила Собянину рассмотреть вопрос об увольнении Гаева. Надзорное ведомство выяснило, что начальник подземки за последние десять лет незаконно получил от возглавляемого им предприятия доход в 112 миллионов рублей.

Кроме того, по информации Генпрокуратуры, руководство метрополитена заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров. Контрольно-счетная палата столицы, со своей стороны, за последние три года выявила в работе метро нарушений на 3,3 миллиарда рублей.

Тем не менее, несмотря на все претензии, Гаев, по официальной версии, покинул пост по собственному желанию. О возбуждении против него в связи с выявленными нарушениями уголовных либо административных дел также не сообщалось.

МЕТРОДОРОЖНИК

Новый начальник столичной подземки Иван Беседин является профессиональным железнодорожником. После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта он работал в центральном аппарате МПС России, где прошел путь от главного эксперта до первого замминистра, был первым замначальника Московской железной дороги, занимался международным сотрудничеством в этой сфере. Последние годы он руководил Калининградской железной дорогой.

Как сообщила руководитель пресс-службы столичной подземки Светлана Царева, новый руководитель московского метрополитена приступит к исполнению своих обязанностей уже во вторник.

"Новый руководитель метро представлен коллективу", - сказала Царева, не уточнив при этом, передал ли прежний руководитель метро дела своему преемнику.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Эксперты и политики новым назначением остались довольны. По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, Беседин сможет объективно оценить проблемы столичной подземки.

"Беседин пришел из другой отрасли, но у него есть преимущество, так как он посмотрит на проблемы совершенно не замыленным взглядом. В то же время трудности в его работе будут заключаться в том, что он с этим (с метрополитеном) не сталкивался никогда", - сказал Блинкин .

По его мнению, Беседину придется решать серьезные вопросы, которые "в европейских городах решены еще 10-12 лет назад". "В частности, это "стыковка" метро с наземным городским транспортом", - отметил Блинкин.

Эксперт добавил, что новому начальнику подземки придется решать вопросы с координацией развития метро и некоторых участков кольцевой железной дороги.

По словам Блинкина, также необходимо решать вопрос с тарификацией проезда в метро. "Так как в некотором смысле цены, которые сегодня есть в московской подземке, это некий перебор", - сказал он.

В свою очередь глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что новому руководителю московского метрополитена предстоит большая работа по преобразованию его в рентабельное предприятие.

"Если здесь ввести четкие правила и понять, где и как образуются эти экономические точки дополнительных доходов, то можно достаточно последовательно и быстро сформулировать, что развитие метрополитена должно идти не только за счет бюджета Москвы или даже федерального бюджета, но и за счет того, что это вполне рентабельное предприятие", - сказал парламентарий.

Кроме того, он отметил, что сегодня необходимо понять, насколько оправданны существующие тарифы и их повышение, а также создать четкий прозрачный механизм ценообразования.

"Это должна быть открытая, гласная информация, которая, с одной стороны, любому предприятию дает возможность правильно работать экономически, а с другой стороны, даст возможность создать четкий прогноз и обоснование, что если рост тарифов будет происходить, то почему", - подчеркнул депутат.

Заместитель мэра столицы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов сообщил , что основными задачами нового начальника метрополитена должны стать увеличение темпов строительства линий и обеспечение безопасности.

"Самая ближайшая задача - это увеличение строительства линий метрополитена в количественном и качественном отношении. То есть в год должны сдаваться в эксплуатацию до 15 километров новых линий и, соответственно, открываться новые станции", - сказал Лямов.

Он добавил, что это "довольно серьезная программа", так как сейчас в год строится лишь четыре километра новых линий.

Заместитель мэра отметил, что вторым важным направлением работы Беседина должна стать разработка инновационных решений в области безопасности на метрополитене.

"Метрополитен будет оснащаться новейшими технологиями, связанными с вопросами безопасности. Это одна из ключевых задач", - заявил Лямов.

Он добавил, что из федерального бюджета на эти цели до 2014 года выделено около 9 миллиардов рублей.

"Должно быть качественное освоение этих денег, чтобы обеспечить защиту, а это требует новых подходов", - сказал Лямов.

"Таким образом, основная задача - сделать метрополитен удобным, доступным, комфортным и безопасным для пассажиров", - заключил заммэра.