Ко дню дорожника: проблемы с дорогами - в законах и нормативах
21 октября 2012 года
Многие проблемы, с которыми при строительстве дорожной инфраструктуры сталкиваются ведомства и компании, появляются из-за устаревшей либо некорректной правовой базы, поделились мнением с агентством "Прайм" в преддверии "Дня дорожника" представители госкомпаний и дорожных ведомств.
День дорожника сотрудники и представители отрасли традиционно отмечали в последнее воскресение октября; история праздника начинается в 1996 году - тогда появился указ президента РФ от 14 октября "Об установлении Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства".
Позже, в 2000 году, другой указ главы государства передвинул дату празднования на одну неделю назад - так, около 750 тысяч человек, которые сейчас работают в дорожном хозяйстве и сопутствующих ему областях, отмечают День дорожника в третье воскресение октября.
По мнению представителей государственной компании "Автодор", которая занимается возведением, ремонтом и контролем за автодорогами, а также Федерального дорожного агентства министерства транспорта РФ (Расавтодор), 2012 год стал для дорожников успешным - среди знаковых событий называются строительство моста на остров "Русский" и скоростной дороги "Москва-Санкт-Петербург".
Вместе с тем, специалисты считают, что могли бы работать и лучше: процесс тормозят законы, нормативные акты, которые во многом устарели и требуют коррекции, а ткже межведомственные взаимоотношения.
ПРОБЛЕМЫ
"Действующие подходы и устаревшие нормативы государственной экспертизы ГЧП (государственно - частное партнерство) проектов в дорожной сфере тормозят внедрение инновационных технических и технологических решений", - считают в ГК "Автодор".
Проблемы также связаны с запутанной системой госгарантий для инвесторов. Исполнителям не ясна система обеспечения долгосрочных обязательств государства - считают в компании, и предлагают внести в бюджетное законодательство понятие "долгосрочное бюджетное обязательство", а также выработать механизм планирования и бюджетирования таких обязательств.
"Также требуется упростить процедуры изъятия земельных участков полос отвода автомобильных дорог. Сложность и межведомственная неурегулированность процедур приводит к длительным срокам по подготовке территории строительства. И как, следствие, значительно замедляет процесс создания новых дорог", - добавляют в "Автодоре".
В Росавтодоре в свою очередь агентству "Прайм" сказали, что связывают самые крупные трудности в отрасли с законом о госзакупках: по их мнению, система, при которой ведомство вынуждено опираться не на качество, а на дешевизну услуги, тормозит инженерный процесс и ставит под сомнение успешность проектов.
"Есть необходимость скорейшего внесения изменений или полной переработки федерального закона о госзакупках, который является серьезнейшим тормозом для обеспечения строительства высококачественных сооружений, потому что по этому закону однозначное преимущество при проведении конкурсных процедур имеет не тот, кто строит качественно, а тот, кто предложит наименьшую цену. И это с нашей точки зрения является одним из основных препятствий сегодня для появления в стране высококачественных инженерных сооружений", - говорит представитель ведомства.
ПРОГРАММА "МАКСИМУМ"
Вместе с тем, 2012 год можно назвать относительно дорожной отрасли не просто успешным, но и знаковым, считает Росавтодор. Среди успехов отрасли - ввод в эксплуатацию моста на остров Русский.
"Это уникальное сооружение - крупнейший в мире вантовый мост, который построили в рекордное для мировой практики время. Это дает нам основание говорить о том, что инженерная мысль и практика в отечественном мостостроении находится на мировом уровне", - говорит он.
В ведомстве также напоминают о продолжающемся строительстве Олимпийских объектов в городе Сочи. Тут - и совершенствование дорожного дела с точки зрения переработки нормативной базы, и внедрение новых материалов и технологий на объектах дорожного хозяйства.
"Еще в прошлом году был утвержден технический регламент таможенного союза по безопасности автомобильных дорог. Это важнейшее событие за последние 10 лет для дорожного хозяйства, потому что этот техрегламент определил основные требования для автомобильных дорог трех государств - России, Белоруссии и Казахстана. В рамках таможенного союза из 45 техрегламентов, которые создаются, сегодня пока только дорожники утвердили перечень стандартов, которые будут разрабатываться и ложиться в основу работы соответствующих структур", - добавляет представитель ведомства.
Росавтодор положительно оценивает работу по созданию и функционированию федерального и регионального дорожного фондов - по его мнению, новая система финансирования поможет упростить процесс распределения денежных средств.
Успехами своей работы делится и "Автодор" - компания сейчас занимается строительством головного участка новой скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург" и строительством обхода Одинцово.
Для этих работ, которые осуществляются в рамках ГЧП, ГК "Автодор" привлекла 59 миллиардов рублей.
"За прошедший период апробированы три принципиально новые для нашей страны схемы контрактных отношений, содержащие инвестиционную составляющую. Это контракт жизненного цикла на строительство и эксплуатацию 76-километрового обхода Вышнего Волочка, операторское соглашение на управление 408-кимлометровой секцией автодороги М-4 "Дон" и инвестиционное соглашение на предпроектной стадии на строительство и эксплуатацию 82-километрового обхода Павловска и Лосево в Воронежской области", - сообщает компания.
Эти контракты мотивируют подрядчиков на качественное исполнение своих обязательств и внедрение современных технологий и материалов.
"Автодор" также работает над созданием новых с точки зрения дорожной инфраструктуры объектов - многофункциональных зон придорожного сервиса. Сейчас компания заключила контракты на создание первых 31 МФЗ.
Эти объекты включают в себя автозаправочную станцию, станцию техобслуживания легкового и грузового транспорта с мойкой и шиномонтажом, стоянки для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, зону отдыха водителей и пассажиров, магазин, кафе-ресторан, гостиницу или мотель и павильон для розничной торговли.
Росавтодор одним из приоритетных направлений называет развитие интеллектуальных транспортных систем - сейчас ведомство совместно с министерством транспорта работает над развитием этой программы. Системы должны внедряться не только на федеральные автотрассы - ведомство планирует сделать ее и региональной.
Вместе с тем, 18 октября Генпрокуратура подвела итоги проверки дорог федерального и регионального значения - половина трасс в РФ не соответствует нормативным требованиям, сделало вывод следствие. Одной из причин такого положения дел следователи считают недофинансирование; также отмечается отсутствие контроля со стороны уполномоченных органов.
Министр транспорта РФ Максим Соколов считает, что главные задачи для ведомства - повышение качества строительства, переход на более высокий уровень содержания дорог, использование новейших строительных технологий и высококачественных материалов: об этом он сказал коллегам в своем поздравительном письме ко дню дорожника.
"Для России, где расстояния измеряются тысячами километров, дороги всегда имели особое значение. Ведь именно с транспортных коммуникаций наша страна начинала восстанавливать жизнь после различных испытаний, именно транспортный комплекс всегда являлся основой ее устойчивого развития. И сегодня дорожное хозяйство является своеобразным "локомотивом", который движет общество вперед, позволяет развиваться нашей экономике и социальной сфере", - говорит он.