Внедрение новых технологий очистки сточных вод может лишить бюджет РФ 200 млрд руб - МЭР
3 сентября 2012 года

Бюджет РФ недополучит как минимум 200 миллиардов рублей, если предприятия начнут работать по новому законопроекту Минприроды, который должен стимулировать загрязнителей внедрять новые технологии очистки сточных вод и атмосферных выбросов, говорится в докладе министерства экономического развития РФ, подготовленном ко второму чтению законопроекта.

Законопроект № 584587-5, внесенный Минприроды в Государственную думу, был принят в первом чтении в 2011 году. Механизмы, заложенные в этом документе, должны, по мнению разработчиков, улучшить систему нормирования вредных выбросов в стране, а также сделать выгодным для предприятий модернизировать свои "грязные" производства. Однако авторы доклада МЭР сомневаются, что хотя бы одна из поставленных Минприроды целей будет достигнута после принятия этого законопроекта.

ДЕНЕГ МОЖЕТ НЕ ХВАТИТЬ

Как отмечает МЭР, разработчики законопроекта не предоставили обоснования расходов на планируемую модернизацию очистных сооружений для сточных вод и воздушных выбросов, поэтому обозначенная в сумма в 1,3 триллиона рублей может оказаться заниженной.

"Также стоит отметить, что бюджетная система РФ может понести потери от недополучения средств только по налогу на прибыль в совокупности в размере более 200 миллиардов рублей (при прочих равных условиях) из-за увеличения производственных и амортизационных издержек субъектов предпринимательской деятельности", - говорится в докладе МЭР.

КАТЕГОРИИ БЕЗ КРИТЕРИЕВ

МЭР положительно оценивает идею разделения предприятий на четыре категории по степени воздействия на окружающую среду, но сетует, что Минприроды не разработало четких критериев отнесения предприятий в ту или иную категорию. Таким образом, делают вывод авторы доклада, более 650 тысяч предприятий не смогут отнести себя ни к одной категории.

"Представленные механизмы дифференцирования предприятий по значимости воздействия на окружающую среду представляются недостаточно проработанными", - считает Минэкономразвития.

НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ НОРМЫ

Минприроды, как отмечает ведомство, намерено стимулировать внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) на предприятиях. Однако компании не получат новые нормативные показатели, а будут основываться на старых, а внедрение НДТ будет происходить на основе заявленных разработчиками показателей.

По мнению МЭР, подобный подход только "усугубляет существующие регулятивные противоречия".

Кроме того, авторы доклада отмечают, что законопроект предусматривает создание перечня предприятий, для которые априори не могут выполнить экологические нормы. Эти компании получат разрешение на загрязнение окружающей среды. По мнению МЭР, при таком подходе создается почва для коррупции.

НЕ ХОРОШЕЕ ХОРОШЕЕ

"Наилучшие оценки экспертов, принявших участие в публичных консультациях, получил предлагаемый законопроектом механизм корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусматривающий зачет расходов на природоохранные мероприятия в счет платы за негативное воздействие", - говорится в докладе.

Минприроды предложило снижать плату за негативное воздействие, если предприятие предоставило план модернизации, в результате которого уменьшится количество вредных выбросов в окружающую среду.

Однако и это, как отмечается в докладе, будет сложно сделать при существующем в России бюджетном законодательстве.

НЕ ГУБИТЕ БИЗНЕС

МЭР при подготовке доклада проводило консультации с предприятиями, которым придется выполнять требования нового закона.

Предваряя итоги консультации, авторы доклада поясняют, что "стоимость модернизации существующих предприятий, относящихся к экологически опасным объектам, в целях достижения показателей наилучших доступных технологий в отдельных случаях сопоставима со стоимостью строительства аналогичных предприятий "с нуля"".

Свои претензии к законопроекту Минприроды высказали 11 крупных российских компаний, например "Газпром", "Сибур", "УК Металлинвест", "Русал".