Российской космонавтике нужны жесткая дисциплина и конкуренция, считают эксперты
4 июня 2012 года
Россия уже не является мировым лидером в космонавтике, для возвращения на передовые позиции надо, в частности, ужесточить дисциплину в отечественной ракетно-космической отрасли, сократить неэффективные предприятия, а для оставшихся организаций развивать механизмы конкуренции, которая может способствовать реализации прорывных проектов, считают опрошенные эксперты.
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин в понедельник в Благовещенске на совещании по строительству космодрома "Восточный" представит предложения по реформе российской космонавтики. Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Роскосмос должен определить, "чем он может быть полезен стране", после чего в середине лета будет определена судьба этого ведомства.
ДИСЦИПЛИНА И СОКРАЩЕНИЯ
Реформа Роскосмоса и всей космической отрасли РФ не должна сводиться к формальным решениям, какими бы правильными они ни были, считает генеральный директор разработчика первого частного лунохода ООО "Селеноход" Николай Дзись-Войнаровский.
"Первично наведение порядка и дисциплины. Порядок означает постоянную ответственность людей за принятые ими решения и за сделанную, несделанную или проваленную работу", - заявил он агентству.
По словам Дзись-Войнаровского, пока даже за крупные провалы никто не понес ответственности, любые реформы сводятся к словам.
"Упал ли "Фобос-Грунт", сорваны ли сроки по "Глонассу", работает ли вхолостую ничего не производящее и оставшееся с советских времен предприятие, где все данные записаны в тетрадку, а не в компьютер, - за всем этим всегда должны следовать увольнения, выговоры, штрафы и сокращения", - считает генеральный директор.
Вторым необходимым шагом Дзись-Войнаровский назвал повышение эффективности отрасли.
Он пояснил, что нецелесообразно существование некоторых предприятий ракетно-космической отрасли, оставшихся после распада СССР, но производительность которых упала многократно.
"Финансы, выделяемые в настоящее время на отрасль, распределяются по ее наполовину мертвому телу, поэтому на всех денег не хватает. Экономят, в частности, на зарплатах специалистов. Зарплаты начинающих инженеров составляют в районе 20 тысяч рублей. Это катастрофически мало. С кадрами, которые можно привлечь на такие зарплаты, наши ракеты летать не будут никогда", - констатировал Дзись-Войнаровский.
"Единственное решение проблемы - сокращение или даже (в самых тяжелых случаях) ликвидация неэффективных предприятий, видимо, с включением наиболее жизнеспособных частей ликвидируемых организаций в состав остающихся компаний. Это жесткое решение, которое надо было провести еще в 1990-е годы. Теперь болезнь приняла хронический характер, и иного выхода, боюсь, нет", - сказал он.
По мнению Дзись-Войнаровского, в противном случае любое увеличение финансирования не улучшит ситуацию.
Третьим направлением реформ собеседник агентства назвал необходимость развития частной космонавтики. В качестве примера развития космонавтики в этом направлении предприниматель привел недавний успешный полет первого американского частного корабля Dragon к МКС.
НЕОБХОДИМА КОНКУРЕНЦИЯ
С важностью прихода в российскую космонавтику частных компаний согласна заместитель гендиректора инженерно-технологического центра "СканЭкс" Ольга Гершензон.
"Думаю, как это ни грустно, стоит, наконец, абстрагироваться от того, что мы - великая космическая держава. Надо начинать сначала. Надо признать, что мы очень многое растеряли и мало что теперь умеем", - сказала она агентству.
По словам Гершензон, может быть, "у нас хорошие ракеты, но в части дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) мы катастрофически отстали от других стран".
Гершензон считает, что российская космическая отрасль должна стать более прозрачной и конкурентной. Она отметила, что в России космической деятельностью традиционно занимались предприятия и организации, которые в отсутствии конкуренции не имели стимула для эффективных решений.
"С 1998 года, после выхода из строя спутника "Ресурс-01" №3, который был создан под руководством Юрия Валериевича Трифонова (главного конструктора космических комплексов наблюдения Земли и атмосферы) и проработал эффективно, в том числе в системе распределенного и безлимитного доступа, не было создано ни одного аппарата ДЗЗ, работающего как реальный инфраструктурный объект в космосе, как часть "завода" по производству информации", - привела пример Гершензон.
Принятие нормативно-правовых актов в части коммерциализации отрасли позволит положить начало развитию конкуренции, причем не только в области применения результатов космической деятельности, но и в сфере создании космической инфраструктуры, отметила она.
В настоящее время актуальным является вопрос развития пилотируемой космонавтики после окончания к 2020 году срока эксплуатации Международной космической станции (МКС), считает редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.
"По здравому смыслу надо сейчас понять, что мы собираемся делать в пилотируемом космосе после МКС. В частности, надо определить, стоит ли строить собственную базу на Луне или предлагать какой-то другой проект", - сказал собеседник агентства.
Лисов подчеркнул, что "это надо определять и решать уже сейчас, поскольку разработка любой новой программ по пилотируемому космосу займет около десяти лет ".