Российским стартапам не хватает опоры на глобальные бизнес-каналы - эксперты
23 июня 2012 года
Российским стартапам часто не хватает интеграции в глобальную систему ведения бизнеса, что мешает их развитию и экспансии на мировой рынок. К такому выводу пришли эксперты в рамках дискуссии "Российские стартапы: локальные или глобальные игроки", прошедшей в субботу на Петербургском международном экономическом форуме.
Частая ошибка российских стартапов - попытка строить собственные каналы для ведения бизнеса за границей, вместо того чтобы задействовать уже существующие структуры больших корпораций, считает гендиректор ОАО "Российская венчурная компания" (РВК) Игорь Агамирзян.
По его словам, одна из задач фонда "Сколково" заключается в привлечении в экосистему развития стартапов крупных игроков: больших корпораций, исследовательских учреждений. Их налаженная инфраструктура может помочь начинающим компаниям "не изобретать велосипед".
"Выход на глобальный рынок - это вопрос амбиций компании... Основные потребности у людей одинаковы во всем мире, что в России, что в Китае, что в Америке", - заявил Агамирзян, который считает, что большинство высокотехнологических стартапов должны сразу ориентироваться на потребности мирового рынка, имеющего принципиально иную емкость, чем любой региональный.
Для иллюстрации того, что амбиции отечественных стартапов пока недостаточно развиты, Агамирзян привел результаты обзора венчурного рынка ИТ-сектора в России, впервые подготовленного РВК совместно с Центром технологий и инноваций компании PwC. Согласно этим данным, в 2011 году в России было заключено 139 венчурных сделок на общую сумму 237 миллионов долларов.
При этом почти половина всех инвестиций - около 107 миллионов долларов (33 сделки) - пришлись на проекты в области электронной коммерции, которые, по словам Агамирзяна, заведомо носят локальный характер. Лишь 28 сделок были совершены с участием зарубежных инвесторов, то есть с высокой степенью вероятности нацелены на глобальный рынок, отметил он.
МЕТОДЫ ЗАВОЕВАНИЯ МИРА
Можно начинать бизнес с освоения регионального "тестового рынка", однако проще сразу выйти на мировой рынок, чем в какой-то момент переформатировать проект из локального в глобальный, полагает управляющий партнер венчурного фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев.
Оптимальный путь выхода на зарубежный рынок - нанять местную команду, которая хорошо понимает специфику локального рынка, считает основатель проектов GetTaxi и Vigoda.ru Шахар Вайсер.
С его мнением согласился и модератор дискуссии гендиректор компании "Рексофт" Александр Егоров, который считает типичной ошибкой стартапов недооценку специфических потребностей рынков других стран.
Управляющий партнер фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий назвал еще одну типичную ошибку отечественных стартапов - недостаточно тщательный выбор инвестора.
"Инвестор - это всего лишь сервисная компания, нужно осознанно их выбирать", - сказал Галицкий.
Эксперт советует начинающим компаниям так же тщательно изучить компетенции, опыт, связи инвестора, отзывы о нем, как это делают сами инвесторы, выбирая стартап для поддержки. По мнению Галицкого, деньги играют даже менее важную роль, чем способность инвестора помочь развитию стартапа и преодолению неизбежно возникающих трудностей.
По прогнозу РВК и PwC, объем венчурных инвестиций в российский ИТ-сектор в 2012 году может вырасти больше чем на 50% и превысить 450 миллионов долларов.