СП предлагает создать орган по развитию рыбохозяйства со статусом выше Росрыболовства
29 декабря 2011 года
Счетная палата предлагает создать федеральный орган, ответственный за развитие рыбохозяйственного комплекса России, со статусом выше, чем у Федерального агентства по рыболовству.
"Решение задач, стоящих перед отраслью, требует формирования органа исполнительной власти, на который должны быть возложены функции управления, регулирования и координации рыбохозяйственной отраслью России в целом и имеющего функциональный уровень выше федерального агентства", - говорится в сообщении ведомства, опубликованном по итогам оценки соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств и управления госсобственностью в рыбохозяйственном комплексе в 2009-2010 годы.
По мнению Счетной палаты, одной из причин несвоевременного принятия нормативных актов, регламентирующих организацию промышленного и любительского рыболовства, исследования рыбных запасов, их воспроизводство и охрану, является несогласованность государственного управления рыбохозяйственным комплексом. "Функции государственного управления распылены по множеству органов исполнительной власти, что приводит к длительным межведомственным согласованиям", - отмечают аудиторы.
Анализ показал, что основные программные документы рыбной отрасли - концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года и стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года - разработаны без увязки с основными показателями отраслевого и социального развития и управленческими ресурсами.
Отдельные показатели этих документов, по мнению Счетной палаты, не смогут быть достигнуты. В частности, такой целевой ориентир, как увеличение вылова в открытых и конвенционных районах Мирового океана почти в 10 раз в 2020 году по сравнению с 2010 годом, не будет достигнут, так как строительство современных крупных рыбодобывающих судов практически не ведется. Прирост вылова водных биоресурсов на 6,7% за последние десять лет обеспечен только за счет экстенсивного фактора - роста запасов трех наиболее востребованных объектов промысла - тресковых, сельди и тихоокеанских лососей.
"Из-за отсталой технологической базы предприятия рыбной промышленности не выдерживают конкуренции на мировом рынке и осуществляют массовую поставку сырья первичной переработки на предприятия Европы и Юго-Восточной Азии, что приводит к снижению стоимости отраслевого продукта, которая в условиях действия рыночных отношений восполняется лишь увеличением объемов добычи водных биоресурсов без увеличения добавочной стоимости", - говорится в сообщении Счетной платы.
Аудиторы отмечают также, что средства федерального бюджета, выделяемые на мероприятия ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годы", используются неэффективно, что приводит к невыполнению мероприятий, определяющих возможности исследований потенциально новых районов промысла, их расширения и увеличения ресурсной базы.
Кроме того, контрольное ведомство обратило внимание на значительный экологический ущерб, наносимый промыслом тихоокеанских лососей с применением дрифтерных сетей. Счетная палата считает целесообразным ввести жесткие ограничения на этот вид промысла с последующим его запретом.