"Замороженные мечты" нового российского искусства опубликуют в Лондоне
27 ноября 2011 года
Книга "Замороженные мечты" (Frozen Dreams: Contemporary art from Russia), которая выходит в британском издательстве Thames & Hudson, расскажет о главных художниках, коллекционерах и меценатах послевоенной арт-сцены, сообщила ее автор, глава лондонского департамента русского искусства Sotheby's Джоанна Викери (Joanna Vickery).
Как признается Викери, при дословном переводе названия теряется множество оттенков.
"Слово dream очень трудно перевести на русский в контексте книги, это ведь означает не только мечты, но и иллюзии, и сновидения. В период последних 50 лет было много резких перемен и самая яркая - переход от СССР к России. Меня это название отсылает к культурной и общественной теме, социальным обстоятельствам, к фону, на котором развивалось русское искусство", - отметила автор книги, которая продолжила начатую Thames & Hudson серию о современном искусстве разных стран.
По словам Викери, в книгу включена информация о 84 художниках и их произведениях, а также о коллекционерах, причем не только российских, но и зарубежных - например, Георгии Костаки и недавно скончавшемся Нортоне Додже. Есть и рассказ о меценатах, поддерживающих развитие современного русского искусства через создание культурных фондов, строительство арт-центров и учреждение премий, - например, Романе Абрамовиче, Дарье Жуковой и Шалве Бреусе.
"Это повествование предваряют три статьи: Екатерина Бобринская наводила мосты между авангардом, модернизмом и тем, что происходит сегодня, Александра Данилова очень красиво написала по поводу того, что происходило с 1953 года, через оттепель, перестройку и до сегодняшнего дня - какая сейчас расстановка на арт-сцене, а американский критик Элеанор Хартни демонстрирует интересный взгляд на то, как на Западе сейчас воспринимают современное искусство из России", - рассказала Викери.
Она полагает, что издание может быть интересно для российских читателей, поскольку дает перспективу для широкого обсуждения арт-сцены.
"Многие критики и коллекционеры пишут о том, как пережили сложную перемену той части идеологии, которая касается искусства, потому что до перестройки признавался только один вид искусства - соцреализм, и все институты здесь были заточены именно под него. И до сих пор, 20 лет спустя, проблемы в связи с той переменой дают о себе знать - не потеряется ли мастерство, которое было очень важным в советской школе живописи", - назвала Викери одну из предполагаемых тем для дискуссии.
Между тем, она не скрывает, что прежде всего книга окажется полезной западной публике, которая только начинает интересоваться искусством, причем не обязательно только российским.
"Естественно, я делала книгу для западного читателя, описывая то, что происходит сейчас в России с искусством", - говорит автор Frozen Dreams и добавляет, что, как правило, люди больше знают о дореволюционном искусстве, авангардистах начала ХХ века и меньше - об искусстве последних 50 лет, поскольку на эту тему существует не так много книг, последняя из которых, по ее словам, к тому же была издана 22 года назад.
"Поэтому вопрос явно назрел", - резюмировала собеседница агентства.