Таможенное администрирование в Таможенном союзе требует унификации - ФТС России
26 января 2011 года
Объединенная коллегия таможенных органов стран России Белоруссии и Казахстана, которая будет создана в ближайшее время, займется созданием единого таможенного администрирования на пространстве союза, сообщил начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимир Ивин.
По его словам, во многих законодательных актах, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза очень много отсылок на национальное регулирование таможенного дела.
"Каждое государство этим правом пользуется, в том числе РФ, поэтому у нас по одним и тем же вопросам таможенного дела складывается три разные практики, и отсутствие единообразия процедур не способствует развитию Таможенного союза, а способствует перетеканию бизнеса, который не всегда прозрачен", - сказал он.
Ивин отметил, что эту проблему видят все три службы, поэтому на совместной коллегии было решено практику унифицировать, а количество отсылочных норм, которых насчитывается больше тысячи, уменьшить - принять соответствующие поправки в Таможенный кодекс ТС и ряд международных соглашений и решений комиссии ТС.
"Обсуждения были, но поручений пока нет, мы сейчас готовим к ближайшему заседанию комиссии, назначенному на 28 января, предложения по созданию рабочей группы по доработке ТК ТС, а для обсуждения текущих вопросов, мы надеемся, что в ближайшее время будет создана объединенная Коллегия руководителей таможенных служб трех государств", - сказал Ивин.
По его словам, решение КТС по этому вопросу уже есть, сейчас готовится договор о создании коллегии. В коллегию войдут руководители и представители таможенных служб, отвечающие за целые блоки таможенной деятельности (правоохрана, таможенные платежи, контроль) по квоте, чтобы у всех было одинаковое представительство. Таким образом, полагает начальник управления, таможни получат площадку для профессионального обсуждения проблем, возникающих в ходе строительства единой таможенной территории.
"КТС уже загружена большим количеством вопросов, она должна определять политику, а коллегия должна заниматься исключительно вопросами администрирования", - уточнил Ивин.
Что касается изменений в российское законодательство, в весеннюю сессию Госдумы Ивин ожидает принятие закона, вносящего технические поправки, связанные с формированием ТС, в более чем 20 документов, включая КоАП, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, законы о санитарном благополучии, о внешнеэкономической деятельности. При этом говорить о необходимости изменений во вступивший в силу в конце декабря закон о таможенном регулировании в РФ пока рано, считает Ивин.
"Первый период работы закона принципиально проблемных вопросов не выявил - была обеспечена практически полная правопреемственность всей практики и таможенных технологий. Кроме того, закон является продолжением ТК ТС, а у нас уже была полугодовая практика его работы, и те проблемы, которые выявились, мы как раз решили в рамках нашего закона", - отметил он.
ПРОБЛЕМЫ НЕ ТОЛЬКО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
Среди проблем, которые возникают в работе Таможенного союза, Ивин назвал также разницу в ставках пошлин в России и Казахстане по некоторым позициям (изъятия, которые действуют до 1 июля 2011 года).
"Разница в ставках пошлин, безусловно, создает саму основу, чтобы этой разницей воспользоваться с целью минимизации платежей. Тем более, что организовать работу фирмы в соседнем государстве не так уж сложно", - отметил он.
Другая проблема - ввоз ряда товаров из соседних с Казахстаном государств, например, сельхозпродукции, растаможивание их в Казахстане и завоз в Россию под видом казахстанских.
"Мы фиксируем очень заметное увеличение плодоовощной продукции, страной происхождения которой указан Казахстан, хотя раньше он в таких объемах не завозил. С одной стороны - падение ввоза свежей плодоовощной продукции из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, с другой стороны, на такие же доли рост поставок этой же продукции из Казахстана", - сказал Ивин. Однако, по его словам, здесь потери не такие ощутимые, как в торговле со странами дальнего зарубежья, в частности, с Китаем.
"Здесь изъятия по пошлинам более существенные и несут большие риски", - отметил руководитель управления ФТС.
Также среди неурегулированных вопросов, которые ранее обозначал и руководитель ФТС Андрей Бельянинов, остается осуществление контроля на внешних границах союза и информационный обмен с таможенными органами Казахстана.
Контроль на казахстанской границе будут осуществлять казахстанские таможенники, но российские представители должны иметь право присутствовать при этом контроле, мониторить ситуацию, обсуждать какие-то вопросы, полагает Ивин, а, соответственно, Россия предоставляет такое право казахстанской и белорусской сторонам. "Соответствующее соглашение уже подготовлено, одобрено на всех уровнях, и мы надеемся, что в ближайшем будущем оно вступит в силу и снимет те проблемы, которые возникали в прошлом году", - сказал он.
НА СТРАЖЕ ГРАНИЦ
Ивин сообщил также, что реализация концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственным границам РФ, идет в плановом порядке. "В настоящее время более половины терминалов, которые мы должны создать вдоль границы для реализации концепции, уже созданы. Здесь есть и терминалы на границах с дальним зарубежьем - Европа, Китай, а также вдоль границ со странами Таможенного союза", - сказал он.
Глава управления пояснил, что пока в Таможенном союзе сохранен принцип резидентства - товары, как импортные, предназначенные для России, так и товары российского экспорта, должны оформляться в России. Поэтому для их оформления необходимо иметь инфраструктуру и на границах с нашими партнерами по союзу, через их территорию товары следуют транзитом.
"Количество мест внутри страны для таможенного оформления мы сокращаем, ведем эту работу второй год, и будем продолжать сокращение мест фактического контроля. При этом внутри страны у нас будет распределенная сеть центров таможенного оформления, которые будут осуществлять прием деклараций в электронном виде, оформление их в электронном или бумажном виде, а физический контроль товаров все равно должен быть приближен к границам РФ, включая внутренние границы со странами ТС", - сообщил Ивин.
По его данным, сейчас из запланированных 50 таможенных терминалов, приближенных к границам, создано 30, но они охватывают почти 90% товаропотоков. "Я думаю, что в 2011 году мы сможем подвести итог этого этапа работы и уже более осознанно начнем переносить оформление из внутренних регионов на границы", - полагает руководитель управления ФТС.
УБРАТЬ БАРЬЕРЫ
Согласно новым правилам, все поставщики, ввозящие товары на территорию Европейского союза, с 1 января 2011 года должны предварительно, до поступления товаров на пункты досмотра, предоставлять таможенным органам электронные декларации. Декларация должна быть подана не позднее, чем за 24 часа до прихода товара в портовые таможенные пункты, и за час - на автомобильные и воздушные пункты досмотра.
По словам Ивина, ЕС внедрял подготовительные программы, обучал перевозчиков, в России заинтересованные лица также проходили обучение, поэтому проблем не возникает, тем более, экспорта автомобильным транспортом из РФ не так много.
"Единственная проблема, которую мы поставили и перед литовской и перед польской таможенными службами - поставки товаров в Калининградскую область, которые идут транзитом, но подпадают под единую европейскую процедуру", - отметил он.
Понимая обеспокоенность Евросоюза вопросами безопасности товаров, поступающих на его рынок, российская сторона предлагает применять к таким товарам иную технологию, максимально упрощенную, предлагая со своей стороны обеспечение максимальной безопасности и сохранности груза.
"Главное, чтобы не возникали новые барьеры для перемещения наших российских товаров, вынужденных в силу географии идти через территорию другого государства, чтобы решения Евросоюза не становились препятствием для сообщения наших территорий", - считает Ивин. По его словам, таможенные службы Литвы и Польши приняли информацию к сведению и намерены обсудить это в Брюсселе для выработки единого решения ЕС.