ОБОБЩЕНИЕ - Россия предпочла французские "Мистрали" для Военно-морского флота
25 декабря 2010 года

Россия определилась с выбором партнеров для строительства универсальных десантных вертолетоносцев - объявленный Минобороны РФ тендер выиграл консорциум, в который входят французская госкомпания DCNS и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). В перспективе Россия будет иметь в составе Военно-морского флота четыре корабля типа "Мистраль", из которых два будут построены на верфях компании STX в Сен-Назере во Франции. Два других корабля будут построены на российских верфях.

По данным , это будет площадка судостроительного завода "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге. Первый корабль будет построен в течение 36 месяцев с момента выплаты первого аванса, который планируется произвести в январе 2011 года.

В ОСК подчеркивают, что интересы министерства обороны РФ по приобретению технологий строительства универсальных десантных вертолетоносцев полностью удовлетворены, однако корпорация пожертвовала рентабельностью проекта.

Универсальный вертолетоносец "Мистраль" водоизмещением 21 тысяча тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания - до 20 тысяч миль. Численность команды - 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе.

ТЕНДЕР

Эксклюзивные переговоры о поставке вертолетоносцев Париж и Москва начали в марте 2010 года. Осенью Россия в соответствии с законодательством объявила международный конкурс на поставку вертолетоносцев и, как заявил Рособоронэкспорт, прекратила переговоры с Францией до объявления результатов.

В пятницу пресс-служба Кремля сообщила, что президент России Дмитрий Медведев проинформировал по телефону своего французского коллегу Николя Саркози о том, что по итогам тендера на поставку вертолетоносцев власти РФ выбрали предложение консорциума, состоящего из французской компании DCNS и российской ОСК.

Президенты в совместном сообщении приветствовали завершение оформления "беспрецедентного проекта сотрудничества, который будет способствовать развитию промышленности и решению проблемы занятости в двух странах".

СТРОИТЕЛЬСТВО

Как указывается в сообщении пресс-службы, на начальном этапе предложение консорциума предусматривает совместное строительство двух кораблей этого типа с последующим производством еще двух. Источник, близкий к переговорному процессу, сообщил , что первый корабль типа "Мистраль" будет построен для России во Франции в конце 2013 года - начале 2014 года, второй корабль - в конце 2014 - начале 2015 года.

По данным собеседника агентства, первый корабль типа "Мистраль" будет построен в течение 36 месяцев после прохождения первого авансового платежа. Второй корабль - в течение 48 месяцев.

Официальный представитель ОСК Игорь Рябов рассказал , что с первого корпуса российские специалисты будут участвовать в работе по строительству корабля, которая начнется в 2011 году. Объем работ для российской стороны определен в 20%. В дальнейшем, по его словам, локализация проекта для России будет увеличиваться. Он также уточнил, что министерство обороны РФ и Рособоронэкспорт в рамках реализации проекта по строительству кораблей типа "Мистраль" во Франции и России подписали соответствующее соглашение, в котором определены порядок, сумма и сроки реализации работ.

В свою очередь, DCNS пока не готова говорить о сроках строительства вертолетоносцев для России. Как сообщили в пресс-службе компании, в настоящий момент на верфях STX в Сен-Назере строится третий вертолетоносец класса "Мистраль" для французских ВМС, он будет называться Dixmude.

В тоже время представитель компании подчеркнул, что DCNS довольна, что Россия выбрала "Мистрали" для оснащения российского ВМФ. В DCNS отметили, что обычно корабль такого класса строится четыре года, но сроки можно сократить. При этом сам корпус с двигателями обычно производится в Сен-Назере, а остальное оборудование устанавливается в Тулоне, где расположена база ВМС Франции.

РЕНТАБЕЛЬОСТЬ ПРОЕКТА

По словам Рябова, интересы министерства обороны РФ, а именно Военно-морского флота, по приобретению технологий строительства универсальных десантных вертолетоносцев полностью удовлетворены. При этом он отметил, что ОСК пожертвовала рентабельностью проекта ради приобретения технологий строительства подобного рода кораблей.

Представитель ОСК пояснил, что согласно контракту Россия получает технологии производства боевой информационно-управляющей системы (БИУС), а также систем управления и связи кораблем.