Минюст США требует от компаний компенсации ущерба от утечки нефти в Мексиканском заливе
16 декабря 2010 года
Минюст США подал иск к девяти компаниям, в том числе к BP Exploration and Production, с целью взыскать компенсацию за ущерб от утечки нефти в Мексиканском заливе, заявил генпрокурор США Эрик Холдер.
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в апреле 2010 года обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Остановить образовавшуюся утечку нефти удалось лишь к 4 августа. В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла BP. После аварии власти страны ввели временный запрет на рыбную ловлю в районе ЧП, закрыв для промысла более трети всей акватории залива.
"Мы намерены доказать, что ответчики ответственны за экономический и экологический ущерб, а также должны покрыть все расходы государства на ликвидацию последствий утечки", - цитируют американские СМИ заявление генпрокурора.
Иск подан в среду в федеральный суд Нового Орлеана (штат Луизиана). В качестве ответчиков выступают BP Exploration and Production, Anadarko Exploration & Production, Anadarko Petroleum, MOEX Offshore 2007, Triton Asset Leasing, Transocean Holdings, Transocean Offshore Deepwater Drilling, Transocean Deepwater, а также страховщик ВР QBE Underwriting. Anadarko и MOEX - миноритарные совладельцы скважины, Transocean владела сгоревшей платформой, которая до аварии находилась в лизинге у ВР.
Компании обвиняются в нарушении американского экологического законодательства, а также в несоблюдении правил шельфового бурения. Ответчики, утверждается в иске, не использовали всех возможностей для обеспечения безопасности бурильных работ и не следили за состоянием скважины. Администрация США считает, что фирмы должны возместить весь ущерб от утечки, в том числе тот, что может возникнуть в будущем, через некоторое время после ликвидации разлившейся нефти.
Ранее в связи с утечкой генпрокурор Алабамы Трой Кинг подал иск к компаниям ВР, Transocean и Halliburton Energy Services, которая поставляла цемент нефтяникам. Дело было принято к рассмотрению в августе.
В начале ноября государственная межведомственная комиссия по расследованию причин аварии заявила, что расследование причин аварии на нефтяной платформе ВР в Мексиканском заливе не выявило серьезных фактов нарушения технологического процесса, а также пренебрежения техникой безопасности. Вместе с тем, комиссия решила, что рабочие на платформе подвергались некому давлению для ускорения освоения месторождения.
"Кажется, имело место некое принуждение к тому, чтобы полностью освоить и запечатать это месторождение к 19-20 апреля. В результате этого множество вещей (процедур), которые бы могли привести к другому исходу, были задержаны или не произведены", - сказал журналистам после оглашения выводов комиссии ее сопредседатель, бывший сенатор от Флориды Роберт Грэм.
По словам другого члена комиссии, главного юридического советника Фреда Бартлита, бригада, работавшая на скважине, на 45 дней отставала от графика работ, в то время как стоимость аренды буровой платформы для ВР составляла примерно 1,5 миллиона долларов в день. По его словам, эти цифры "давили на работавших на платформе людей".
В своих предварительных выводах комиссия сочла, что каждая из компаний - владелица скважины ВР, собственник платформы Transocean и поставщик цемента Halliburton - несет свою часть ответственности за случившееся, но причиной трагедии стала совокупность нескольких факторов.
Ранее эта же комиссия заявляла, что материальная ответственность Halliburton за аварию может значительно повыситься, так как комиссия считает, что компания знала о дефектах строительного материала. Три проверки строительной смеси в феврале и апреле 2010 года показывали брак. BP получила эту информацию в марте. Однако ни Halliburton, ни BP не предприняли никаких действий, считает комиссия. В заявлении в понедельник комиссия повторила вывод о том, что специалисты должны были добиваться поставки качественной смеси для цементирования скважины.