Министр культуры подвел итоги года: кризис кончился, теперь будут реформы
22 декабря 2010 года

Министр культуры Александр Авдеев подвел в среду итоги года на встрече с журналистами в : получилось, что кризис подкосил многие важные проекты, но интерес общества удалось сохранить, и теперь, когда дела пошли на лад, самое время навести в культурной сфере порядок - разложить деньги и законодательные нормы по полочкам, приободрить классиков и вдохнуть соревновательный дух в тех, кто помоложе.

РАЗВИТИЕ ВШИРЬ

Главная задача министерства культуры - обеспечить равный доступ к культурной сфере для всех жителей России, прежде всего - для тех, кто живет вне столичных городов, заявил Авдеев.

"У нас 38 миллионов человек не имеют возможности посещать кинотеатры, театры, музеи, библиотеки только потому, что они живут в отдаленной сельской местности. Многие ни разу в жизни не слышали полноценного симфонического оркестра ", - сказал министр.

Он добавил, что из 45 тысяч российских библиотек лишь 15% имеют доступ к интернету, меж тем доступ к межбиблиотечной сети и к электронным книгам мог бы вернуть в библиотеки читателей и способствовать образованию молодежи.

"У нас в стране всего 450 театров - мало театров, это тревожный симптом. Одна из наших главных задач в следующем году - преодоление разрыва за счет новых технологий и гастролей, интернет-трансляций, цифровых кинотеатров", - отметил министр.

Он отдельно поблагодарил Владимира Спивакова и Валерия Гергиева - ведь "километраж их поездок намного превышает маршруты других коллективов".

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

Авдеев порадовался успехам перекрестного года России и Франции, ярчайшими моментами которого стала "звездная" выставка Пикассо в ГМИИ им. Пушкина, "событие мирового значения", и выставка "Святая Русь" в Париже, которую теперь предстоит повторить в Третьяковке и в Русском музее.

Он напомнил также, что в Париже по французской инициативе в ближайшее время появятся памятник русскому солдату, русский православный просветительский центр и церковь - своего рода "протуберанцы года Франции", а французские оркестры и оперные труппы продолжат гастролировать в России.

С января нам предстоит открыть новый перекрестный год - даже два сразу. Кульминацией российско-итальянской программы станут масштабная выставка Александра Дейнеки в Риме и концерт "Ла Скалы" в обновленном Большом театре, а в планах российско-испанского обмена - выставка шедевров мадридского музея Прадо в Эрмитаже, совместный гала-концерт солистов Большого, Мариинки и королевского театра "Реал" в ГАБТе и концерт лучших мастеров российской оперы и балета в Мадриде.

САМОЕ ВРЕМЯ ПОДКРЕПИТЬСЯ

При музеях и заповедниках в следующем году могут появиться рестораны и гостиницы - ведь, по словам министра, "многие из них расположены за городом, люди туда едут семьями, почему бы им там не перекусить".

После летней жары Минфин пошел музеям навстречу и все-таки разрешил 140 из них пункты питания, прежде запрещенные и каравшиеся налоговой инспекцией.

"Вторая несуразица: им нельзя иметь гостиницы. Например, лермонтовские "Тарханы" расположены далеко от Пензы. Почему бы не остановиться там на 2-3 дня, не изучить заповедник? Вдобавок, приезжают коллеги, кто-то работает в архивах, кто-то пишет диссертацию. Надеемся в этом году решить и проблему с гостиницами", - добавил Авдеев.

Все эти недостатки министр рассчитывает исправить при помощи изменений в 83-м федеральном законе, который призван придать культурным учреждениям больше самостоятельности и оптимизировать государственные расходы.

ОТ СУМЫ ДА ОТ ТЮРЬМЫ

Авдеев убежден, что именно недостатки законодательства лежат в корне проблем многих уважаемых культурных деятелей.

Например, за нарушение запрета на гостиницы и кафе досталось от Счетной палаты директору музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское" Георгию Василевичу, которого глава Минкультуры, несмотря на придирки надзорных органов, продолжает считать порядочным и опытным руководителем.

А директор Театра кукол имени Образцова Андрей Лучин, арестованный по обвинению в крупном мошенничестве, стал жертвой недоработки в 94-м законе о госзакупках.

"Мы исходим из того, что это честный, порядочный человек и хороший директор, пока иного нам не докажут", - подчеркнул министр.

Он объяснил, что по закону декорации для спектаклей положено делать по требованиям тендера - как можно дешевле, - а не по требованию режиссера. Меж тем режиссеру они могут и не понравиться. "Люди в театре предприимчивые, начинают чего-то там химичить, искать какие-то лазейки. Или просто из-за юридического нигилизма человек просто переделывает декорации. И, как мне кажется, из-за такой ситуации и пострадал директор театра кукол", - уверен Авдеев.

Несовершенство закона №94 будет и в дальнейшем порождать подобные уголовные дела, поэтому, как подчеркнул Авдеев, необходимо искать выход. По словам министра в настоящее время создана межминистерская группа с Минэкономики, которая работает над совершенствованием закона.

"Главное, что есть понимание, что под культуру закон надо менять, в первую очередь, под реставрацию и театр", - заключил он.

При этом само министерство тоже судится - с изготовителями порнофильмов.

"К сожалению, наше законодательство разрешает делать такие фильмы для специализированных магазинов, и как каждая кинопродукция, такие фильмы должны быть зарегистрированы - к сожалению, у нас. Создали бы другую контору, мы бы не мучались", - объяснил министр.

Культурное ведомство пытается бороться с "завалами", оставшимися еще с 1990-х годов. "Сейчас идет острая конфронтация между министерством культуры и производителями этой продукции. И мы проигрываем суды", - констатировал Авдеев. Правда, теперь, когда у министерства есть предписание Генпрокуратуры, дело должно пойти на лад.

ОХТА ПУЩЕ НЕВОЛИ

Решение об отмене строительства "Охта центра" на Охтинском мысу в Петербурге стало, по мнению министра культуры, тестом на правовую зрелость российского общества.

"Мы строим правовое государство, и первые результаты уже видны. Для нас это был тест на правовую зрелость, в частности - касающуюся охранных зон и того, смогут ли местные власти либо авторитетная компания пролоббировать незаконным путем нарушение законодательства - или не смогут. Раньше обратных случаев было много, но сейчас возобладал правовой подход, а не правовой нигилизм", - отметил Авдеев.

Ситуация со еще одной питерской скандальной стройкой - второй сценой Мариинского театра - тоже не внушает ему отчаяния, хотя проект продолжает дорабатываться.

Министр подчеркивает, что новые конкурсы на право корректировки здания не повлияют на срок его завершения - октябрь 2011 года.

"Это будут маленькие конкурсы, поскольку Госэкспертиза обратила наше внимание, и она права, на несовершенство канадского проекта в привязке к данной местности с точки зрения пожарной безопасности", - объяснил Авдеев. По его словам, суть проблем в том, что "старый проект Перро отменен не полностью - отменена только верхняя часть проекта, а фундамент, подушка, подвалы - это все от Перро, и на это насаживается новый канадский проект. Инженерно и архитектурно это очень сложная стыковка. Вот на стыковке и выявились несоответствия, на которые Госэкспертиза и обратила внимание. Это нормальное явление", - убежден Авдеев.

УПАДОК ФЕОДАЛИЗМА

В будущем году министр обещает приступить к масштабной цирковой реформе: к январю будет готов ее проект, который вывесят на сайт для обсуждения.

"Мы впервые отказываемся от властной вертикали, когда Росгосцирк руководил всей отраслью - а это 46 цирков, - а директора цирков превращались фактически в завхозов, оставляя себе небольшие средства на ремонт, и все деньги отсылали в головную организацию. Сейчас этого не будет", - пообещал Авдеев. По новой системе цирки будут покупать у головной организации готовые проблемы, а выручку оставлять себе, формируя своего рода холдинг.

Директора же цирков начнут сменяться гораздо оперативнее, чем раньше. Сейчас они "сидят по 10-15 лет, достигая запредельного пенсионного возраста. Поколение 45-летних, которое дышит им в затылок, не может реализоваться, у них уходит возможность стать эффективными менеджерами. Вдобавок, когда слишком долго сидишь, чувствуешь себя неприкасаемым князем, исчезает соревновательность. Нам нужно запустить иной механизм назначения директоров", - сказал Авдеев.

Он подчеркнул, что соревновательность необходима и в деле распределения государственных грантов театрам: Большой, Мариинка, Александринка и иже с ними - "становой хребет" отечественной театральной культуры, но всем остальным следовало бы давать гранты на конкурсной основе, пересматривая решения раз в три года.

НУ НЕ СМОГЛА Я

Среди главных неудач своего ведомства за минувший год Авдеев назвал решение о затоплении археологической зоны в Красноярском крае водохранилищем Богучанской ГЭС, проволочки с театральной реформой, нерешенность вопросов, связанных с законом об образовании, где необходимо особо оговорить специфику культурных школ и вузов, и недостаток средств в регионах.

"Пока не удается найти достаточно денег, чтобы Псков спасать: там в плохом положении памятники, Псков - в худшем положении, чем другие регионы. Не хватает денег на культуру в Ивановской области. Нет денег - потому что предприятий нет. Губернатор делает из ничего невозможное, проводит рок-фестиваль, делает фестиваль Тарковского", - рассказал министр.

Вместе с тем он отметил, что культурная - в частности, театральная - жизнь в регионах крайне расцвела, а Пермь и вовсе претендует на статус культурной столицы Европы, что не может не радовать.

"В евросоюзном законодательстве есть лазейки, позволяющие объявить культурной столицей город, находящийся вне территории ЕС. В частности, Пермь претендует на этот статус, этому можно только радоваться, я хочу поддержать пермяков", - заключил Авдеев.